Неменская Лариса Александровна,
зам. руководителя Управления НХО ГБОУ ГМЦ ДОНМ,
Почетный член Российской академии художеств,
действительный член Итальянской академии
современного искусства, кандидат философских наук,
Почётный работник образования РФ,
лауреат Премии Президента РФ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ В ШКОЛЕ
—
Раскрыть одаренность ученика и ярко проявить его способности помогают правильно поставленные цели его учебной деятельности. Замыслить и осуществить идею, тем самым, почувствовать свои созидательные силы и возможности совершенствовать мир вокруг, войти в новые взаимодействия, просто стать нужным – все это возможно, когда есть целостное дело, понятное и интересное. Поэтому школе нужны проекты, а художественные проекты – особенно.
—
Идея проекта в образовательном процессе направлена на развитие самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и его осуществлять. Главное в проекте это умение видеть целесообразность своей работы и устремленность на ее результат, на создание некоего продукта, завершенного в своем роде.
—
Проект несет в себе мобилизацию творческих сил школьника, его креативных возможностей, формирует умение строить свою деятельность, искать нужные знания и отвечать возникающим задачам, решать их, отвечая условиям в которых осуществляется работа, ориентируясь в конечном итоге не на правило — ученически, а на цель — созидательно. И потому целеустремленность проектной деятельности содержит в себе потенциал ответственности и свободы.
—
Проект в обучении противостоит упражнению, которое есть форма отработки какого-то конкретного навыка или частного, репродуктивного знания. Когда мы учим действовать по образцу, пускай даже, вариативно применяя его к разным ситуациям, мы обретаем некое частичное умение. Если оно не является движением к ясной и нужной цели, то, скорее всего, это умение будет потеряно. Так бессмысленно научить ребенка рисовать что-то конкретное, какой-либо предмет. Ему необходимо научиться изобразительному языку и художественному конструированию как некоторому способу социального действия, коммуникации и особому способу познания.
—
Художественная деятельность есть проектная деятельность по своей сути. Она начинается с замысла, несущего в себе целеполагание, значимый смысл, потом поиска средств осуществления и воплощение результата, который должен жить – работать, имеет право быть переосмыслен, понят, иметь социальное воздействие, и порождать новое проектирование. Для художественной педагогики Б.М.Неменского это программный принцип, так как она построена как система содержательных тем, где каждый урок своего рода проект художественного продукта. Каждая тема может быть развернута в проектную деятельность, является формой художественного проектирования. Но «свернутая» в урок, она осуществляется как замысел проекта, его идея. В этом состоит трудность для учителя, который ищет точного пофазового рецепта исполнения каждого задания.
—
Проектная сущность изучаемой темы входит в противоречие с желанием «творчества по образцу», выполнения упражнений по схеме. Зато учитель-специалист, творческий и грамотный педагог получает широкое поле воплощения творческого потенциала своих учеников и своего собственного. В таких школах предмет «изобразительное искусство» получает совершенно новое значение в общешкольном пространстве, приобретает огромный интерес со стороны школьников и их родителей, и администрации школы тоже.
—
Умение управлять проектной деятельностью – это современный и высокий уровень педагогического мастерства. Именно учитель дает верное направление поисковой работе, знает ее временные рамки, то есть начало и завершение, помогает найти необходимый инструментарий и адаптацию к изменяющимся в процессе работы условиям, чувствует риски и умеет их смягчать. Очень важно для учителя умение понять уникальность проекта, его нестандартность, и уникальность его результата. В каждом детском или юношеском проекте может быть воплощен образ его мечты, его ожиданий – это надо увидеть, понять.
—
Художественное проектирование в школе может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах. Создание художественных проектов происходит на любой ступени. Так уже в первом классе вся четвертая четверть – это система предлагаемых проектов, направленных на то, чтобы поднять на новую ступень полученные за год умения и представления, но, одновременно, и на социализацию ребенка средствами его художественного творчества. Идеи, сюжетный замысел здесь, конечно, ведет учитель, а вот его решения могут быть бесконечно множественные, для каждого класса новые. Прежде всего, это коллективные работы, в которых ученик обучается искусству работать в команде. Проявляя непосредственно свои возможности и желания, он учится их соотносить с творчеством товарищей, учится работать в определенных заданных рамках, согласуясь с другими и с целостностью общей работы.
—
Вот один из первых проектов: ветки с разноцветными птицами из бумаги, которыми украсили здание всей школы: весна пришла! Но еще и мы, первоклассники пришли! Мы здесь новые, но свои, это наша школа! Радуйтесь нам! Вот как необычно и нарядно мы знакомимся, обживаем нашу школу! А проект 3-го класса «Наш город» основан на достаточно глубокой подготовительной работе, и полученные навыки должны воплотиться в осуществленном замысле коллективного панно.
—
Программа изобразительного искусства в школе насыщена задачами художественного проектирования предметов быта для дома, для городского пространства, здесь присутствуют проекты архитектурные, и проекты изобразительные, направленные на раскрытие своего, индивидуального переживания. В современных условиях особое место занимают проекты, раскрывающие своеобразие различных национальных культур, работа над ними помогает детям соотносить ситуативные политические реалии с вечностью культурных традиций, понимать и ценить многообразие мира.
—
Одной из форм проектной деятельности являются выставочные проекты. Не достаточно «просто» повесить рисунки на стены. Выставка требует большой работы. Прежде всего, она должна иметь определенную концепцию – то есть идею, замысел. Подобранные работы должны быть соответственно оформлены, а построение экспозиции – это вид художественной деятельности, это своего рода режиссура того, как мы будем воспринимать представленные на выставке произведения. Выставочный проект несет в себе определенный образ. Его готовили, но, осуществившись, он потребует переосмысления, обязательно откроется неожиданными сторонами и потому необходимо организовать его обсуждение, анализ, рефлексию. Собственно, это и будет настоящим результатом проекта – то, новое знание, впечатление, которое откроется сверх замысла. Переосмысление первоначальной идеи, то открытие, которое рождается на основе ее осуществления – это необходимый этап проектирования. И это так соответствует смыслу этого слова: проект в переводе с латинского означает «брошенный вперед».