ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ,
ПОСВЯЩЁННАЯ ЮБИЛЕЮ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
(Из архивного фонда Полуниной В.Н.)
ЦНХО, 4 этаж, ауд. 46, «Методический кабинет народного искусства и детского творчества»
«…дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего»
На выставке, посвящённой юбилею Преподобного Сергия Радонежского, представлена серия детских работ, выполненная под руководством педагога Полуниной Валентины Николаевны в 1990-92 гг. в Детском Центре Традиционной Отечественной Культуры.
Это было не простое время для работы – страна только выходила из состояния безбожного атеизма. Ещё молчали Сми, не было житийной литературы, мало издавалось книг по иконописи. Материал для занятий собирали по крупицам.
Цикл «Памяти Сергия Радонежского» — это опыт педагога в поисках ответа на вопрос: Как осуществить знакомство детей с отечественной историей, с духовным наследием нашей страны?
В семейном клубе «Юных москвичей», которым руководила Валентина Николаевна, родители вместе с детьми изучали время Сергия Радонежского: события истории, культуру, искусство этого периода. Был составлен тематический план семейных альбомов, составлены маршруты по Москве к памятникам архитектуры, связанным с именем Сергия Радонежского и его учеников.
Для детей учителями колористической композиции стали мастера русской иконописи 14-15 века: Рублёв, Дионисий, Феофан Грек; художники 19 века — Святослав Рерих, Михаил Нестеров.
В серии более тридцати работ. Они с успехом экспонировались в Центральном Доме работников искусств, в Москве, на Международной выставке детского рисунка в Кремлёвском Дворце съездов, на Всемирном конгрессе славянских культур в Санкт-Петербурге.
Эпиграфом к выставке стали слова из жития святого: «…дабы воззрением на святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего…» Как ни сложен богословский смысл этого символа, какой-то слой его считывается всеми: светлая надежда на единение, мир, покой, тишину в сердце каждого.
«Св. Сергий и Троице-Сергиева Лавра»
Аношин Боря, 10 лет
|
|
Святой Сергий держит в руках основанную им Троице-Сергиеву Лавру – ставшую духовным центром России. «Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский, — особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать — Ангелом Хранителем России» — так пишет Павел Флоренский в своей статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». Внимательное изучение курса «Основы архитектурных знаний» в нашем «Клубе юных москвичей» помогло юному художнику успешно справиться с непростой задачей при изображении церквей и башен Лавры. |
«Триптих «Святой Сергий Радонежский»
Тамбовцева Олеся, Миткеева Аня, 17 лет
|
|
На создание этого триптиха нас вдохновило творчество Николая Рериха. Центральная часть почти полностью повторяет картину «Святой Сергий Радонежский», его колорит и художественный язык. Житие Сергия Радонежского, великого подвижника русского народа, строителя духовной культуры и основателя общины — любимая тема Рериха. |
|
«Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву»
|
|
_ |
|
«Симонов монастырь»
|
|
По преданию в Симоновом монастыре были похоронены останки доблестных воинов-монахов Пересвета и Осляби, сразившихся первыми с татарским богатырём Челубеем в Куликовской битве. |
«Монастыри-сторожи земли русской» |
|
Это работы из цикла «Монастыри-сторожи земли русской». Ученики Преподобного Сергия стали основателями множества монастырей не только в Москве, но и по всей земле Русской. Это Спасо-Андронников и Симонов монастыри в Москве, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, в Серпухове, Можайске, Боровске и других городах. Монастыри, со своими мощными крепостными стенами, окружённые валами, играли оборонительное, охранительное значение для жителей. Но, также они являлись духовной защитой для всего русского народа. Колорит и композиция этих рисунков появились после общения детей с искусством мастеров древнерусской иконописи. |
|
«Троица» Самоходкина Аня, 17 лет |
|
Основой композиции служит икона, написанная Андреем Рублёвым «в похвалу Сергию Радонежскому». Фигуры ангелов изображены на фоне московского храма Святой Троицы в Хорошево, в зимние сумерки, каким его увидела однажды художница. Так, в картине соединились век 14-й, 17-й (время постройки храма) и 20-й. |
«Памятник Сергию Радонежскому» |
|
29 мая 1988 года – в день Святой Троицы – состоялось открытие памятника преподобному Сергию в подмосковном селе Радонеж. В этой работе мы соединили современное нам событие – открытие памятника (работы скульптора Клыкова) и колорит поздней осени из картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
|
«Преставление Преподобного Сергия» Самоходкина Аня, 17 лет. |
|
Художница поместила изображение известного образа Святого Сергия в окружение Троицкого Собора, где покоится рака с мощами Преподобного. В основу этой композиции легло одно из первых изображений святого. Это покров XV в., шитый шёлком и золотыми нитями, в московских княжеских мастерских. Покров полагался на гробницу с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе. |
|