Выставка к юбилею преподобного Сергия Радонежского

ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ,
ПОСВЯЩЁННАЯ ЮБИЛЕЮ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
(Из архивного фонда Полуниной В.Н.)
ЦНХО, 4 этаж, ауд. 46, «Методический кабинет народного искусства и детского творчества»
 
«…дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего»
 
На выставке, посвящённой юбилею Преподобного Сергия Радонежского, представлена серия детских работ, выполненная под руководством педагога Полуниной Валентины Николаевны в 1990-92 гг. в Детском Центре Традиционной Отечественной Культуры.
 
Это было не простое время для работы – страна только выходила из состояния безбожного атеизма. Ещё молчали Сми, не было житийной литературы, мало издавалось книг по иконописи. Материал для занятий собирали по крупицам.
 
Цикл «Памяти Сергия Радонежского» — это опыт педагога в поисках ответа на вопрос: Как осуществить знакомство детей с отечественной историей, с духовным наследием нашей страны?
 
В семейном клубе «Юных москвичей», которым руководила Валентина Николаевна, родители вместе с детьми изучали время Сергия Радонежского: события истории, культуру, искусство этого периода. Был составлен тематический план семейных альбомов, составлены маршруты по Москве к памятникам архитектуры, связанным с именем Сергия Радонежского и его учеников.
 
Для детей учителями колористической композиции стали мастера русской иконописи 14-15 века: Рублёв, Дионисий, Феофан Грек; художники 19 века — Святослав Рерих, Михаил Нестеров.
 
В серии более тридцати работ. Они с успехом экспонировались в Центральном Доме работников искусств, в Москве, на Международной выставке детского рисунка в Кремлёвском Дворце съездов, на Всемирном конгрессе славянских культур в Санкт-Петербурге.
 
Эпиграфом к выставке стали слова из жития святого: «…дабы воззрением на святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего…» Как ни сложен богословский смысл этого символа, какой-то слой его считывается всеми: светлая надежда на единение, мир, покой, тишину в сердце каждого.
 
 «Св. Сергий и Троице-Сергиева Лавра»
Аношин Боря, 10 лет
  «Св. Сергий и Троице-Сергиева Лавра» Аношин Боря, 10 летСвятой Сергий держит в руках основанную им Троице-Сергиеву Лавру – ставшую духовным центром России. «Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский, — особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать — Ангелом Хранителем России» — так пишет Павел Флоренский в своей статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия». Внимательное изучение курса «Основы архитектурных знаний» в нашем «Клубе юных москвичей» помогло юному художнику успешно справиться с непростой задачей при изображении церквей и башен Лавры.
 
«Триптих «Святой Сергий Радонежский»
Тамбовцева Олеся, Миткеева Аня, 17 лет
  «Триптих «Святой Сергий Радонежский» Тамбовцева Олеся, Миткеева Аня, 17 лет «Триптих «Святой Сергий Радонежский» Тамбовцева Олеся, Миткеева Аня, 17 лет «Триптих «Святой Сергий Радонежский» Тамбовцева Олеся, Миткеева Аня, 17 лет На создание этого триптиха нас вдохновило творчество Николая Рериха. Центральная часть почти полностью повторяет картину «Святой Сергий Радонежский», его колорит и художественный язык. Житие Сергия Радонежского, великого подвижника русского народа, строителя духовной культуры и основателя общины — любимая тема Рериха.  
 

«Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву»

  «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву»_  

«Симонов монастырь»

  «Симонов монастырь»По преданию в Симоновом монастыре были похоронены останки доблестных воинов-монахов Пересвета и Осляби, сразившихся первыми с татарским богатырём Челубеем в Куликовской битве.
 
«Монастыри-сторожи земли русской»   «Монастыри-сторожи земли русской» «Монастыри-сторожи земли русской» «Монастыри-сторожи земли русской»«Монастыри-сторожи земли русской»Это работы из цикла «Монастыри-сторожи земли русской». Ученики Преподобного Сергия стали основателями множества монастырей не только в Москве, но и по всей земле Русской. Это Спасо-Андронников и Симонов монастыри в Москве, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, в Серпухове, Можайске, Боровске и других городах. Монастыри, со своими мощными крепостными стенами, окружённые валами, играли оборонительное, охранительное значение для жителей. Но, также они являлись духовной защитой для всего русского народа. Колорит и композиция этих рисунков появились после общения детей с искусством мастеров древнерусской иконописи.  
 
«Троица» Самоходкина Аня, 17 лет   «Троица» Самоходкина Аня, 17 лет.Основой композиции служит икона, написанная Андреем Рублёвым «в похвалу Сергию Радонежскому». Фигуры ангелов изображены на фоне московского храма Святой Троицы в Хорошево, в зимние сумерки, каким его увидела однажды художница. Так, в картине соединились век 14-й, 17-й (время постройки храма) и 20-й.
 
«Памятник Сергию Радонежскому»   «Памятник Сергию Радонежскому»29 мая 1988 года – в день Святой Троицы – состоялось открытие памятника преподобному Сергию в подмосковном селе Радонеж. В этой работе мы соединили современное нам событие – открытие памятника (работы скульптора Клыкова) и колорит поздней осени из картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею».  
 
«Преставление Преподобного Сергия» Самоходкина Аня, 17 лет.   «Преставление Преподобного Сергия» Самоходкина Аня, 17 лет.Художница поместила изображение известного образа Святого Сергия в окружение Троицкого Собора, где покоится рака с мощами Преподобного. В основу этой композиции легло одно из первых изображений святого. Это покров XV в., шитый шёлком и золотыми нитями, в московских княжеских мастерских. Покров полагался на гробницу с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе.