НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ЦНХО
Полунина Валентина Николаевна
23.02.1928 – 26.12.2003
Педагог-художник, искусствовед, исследователь и знаток русского народного творчества, собиратель подлинников народного крестьянского ДПИ. Окончила МГУ им. Ломоносова, филфак. Преподавала русский язык и литературу в московской школе №722, где основала научно-методический кабинет народного искусства. Преподавала в ДХШ № 4 г. Москвы (1972 – 1981). В экспедициях по изучению народных
промыслов вела исследовательскую и просветительскую работу.
промыслов вела исследовательскую и просветительскую работу.
Была основателем и бессменным руководителем «Детского центра традиционной отечественной культуры» и «Клуба юных москвичей», экспериментальной площадкой, на которой Полунина осуществляла свой основной педагогический принцип: «воспитание гармонично развитой личности в общении с памятниками народной, отечественной и мировой культуры». Основа творческой и педагогической концепции В.Н. Полуниной: «От воспитания восприятия Гармонии в природе, искусстве – к Гармонии в душе».
Автор проектов и программ по культурному наследию: «Мой край, моя Москва, моя Россия» (2002 г.) «Пушкинские чтения» (1987 г.), «Прогулки по Москве» (1989 г.) С 1971 – 2003 г. ежегодно участвовала в Международных, Всесоюзных и городских выставках и фестивалях. Собрала уникальную коллекцию детских рисунков. В архиве ДЦ ТОК более 300 детских рисунков, отмеченных наградами. Свою систему работы с детьми изложила в многочисленных публикациях и книгах. («Русское народное декоративно-прикладное искусство. Пособие для школы (Просвещение.1973 г.), «Искусство и дети» (М. Просвещение. 1982г), «Одолень-трава», (М.;ВНМЦ НТ КПР МК СССР,1989), «Солнечный круг» 8 книг (М.;«Искусство и образование» 2003 г.)
(Из «Московской энциклопедии». Том 1 «Лица Москвы»,2010г, Москва, изд. «Фонд «Московские энциклопедии»)
В.Н. Полунина многие годы сотрудничала с Центром НХО, являясь лектором и организатором научно-практических семинаров для учителей Москвы и России.В 2004 году, «Центр Традиционной Отечественной культуры» на ул. Гамалеи, был трансформирован и творческое наследие В.Н.Полуниной оказалось под угрозой. На основании «Договора о дарении», заключённым между дочерью, Ольгой Юрьевной и ЦНХО, коллекция предметов крестьянского быта, коллекция детских рисунков из собрания В.Н. Полуниной, архивный и учебно-методический материал были переданы в Центр НХО для хранения, изучения и распространения как опыта педагога Полуниной, так и для дальнейшей учебно-методической работы со слушателями ЦНХО. Таким образом, большая часть коллекции детских рисунков, методический материал, слайды и книги Полуниной были сохранены и нашли достойное место в Центре повышения квалификации учителей ИЗО.
Сейчас в ЦНХО открыт методический кабинет для работы с подлинниками народного искусства. В наглядно-методической экспозиции помимо предметов народного быта (вышивка, прялки, игрушки) представлены детские рисунки, выполненные в живом общении с памятниками народного искусства. Ведётся методическая, исследовательская и просветительская работа по изучению и распространению опыта работы В.Н.Полуниной.
Ознакомиться ближе с наследием В.Н.Полуниной и её книгами можно в Центре Непрерывного Художественного образования на семинарах. За работу научно-методического кабинета народного искусства и методический материал отвечает методист ЦНХО Чепурнова Анна Геннадьевна. Научный руководитель – методист ЦНХО Островская Ольга Васильевна.
Коллекция предметов народного быта
Коллекция предметов народного искусства В.Н.Полуниной была передана в дар Центру НХО в 2009 году с целью хранения, изучения и развития педагогического направления, обозначенного Полуниной как «Художественно — нравственное воспитание детей в общении с памятниками традиционной отечественной культуры». Коллекция включает следующие разделы: утварь, дерево, текстиль, игрушка.
Коллекция детских рисунков
Коллекция детских рисунков, выполненных под руководством В.Н.Полуниной в частности, включает в себя:
— Серия «Ферапонтово – голубая страна» — уникальная серия живописных рисунков по мотивам фресок Дионисия, выполненная в 1970-х годах детьми, проживавшими рядом с Ферапонтовским монастырём. Кажется удивительным, как дети, не имевшие специальной художественной подготовки смогли передать тонкий лиризм красок великого художника.
— Серия «Учимся у народных мастеров»: «Жостово» «Цветы и птицы Северной Двины» выполнены в 1970-80-х гг детьми из мест народных промыслов, внуками и правнуками мастеров. Их отличает живость и непосредственность исполнения, яркая самобытность, характерная для народного искусства.
— Серия «Прогулки по Москве» представляет методическую разработку «Основы архитектурных знаний». В этих работах удивительным образом соединяются понимание конструкции и стиля с образным содержанием памятников архитектуры.
— Серия «Праздники народного календаря» одна из самых интересных и ёмких в нашей коллекции. Большие гуашевые листы на тему «Праздники Осени» включают и народные праздники сбора урожая, «дожинки» и праздники, посвящённые Пресвятой Богородице: «Рождество Богородицы», «Успение», «Покров»… работы очень разнообразны – это и наблюдения за природой, и изучение произведений иконописи и народного искусства, изучение архитектурных памятников. Занятия в «Центре Традиционной Отечественной культуры Полуниной» органично воплощали идею возрождения народных праздников, соединённую с изобразительным творчеством. Праздник – как синтез творчества поэтического, музыкального и художественного, как живой отклик на события прошлого, как осмысленное переживание календарного времени, подчинённого природному циклу.
— Серия «Учимся у народных мастеров»: «Русская народная игрушка»
— Серия «У Лукоморья»: «Сказки Пушкина»
— Серия «Защитники.»: «Святой Георгий- змееборец-защитник-землепашец». «Монастыри – сторожи земли русской».
И другие …
Ферапонтово – голубая страна
По мотивам фресок Дионисия
Учимся у народных мастеров
Народная игрушка
Серия «Сказки Пушкина»
— удивительна по своему цветовому решению, передающему сказочное волшебное настроение
Учимся у народных мастеров
Цветы и птицы Верхней Уфтюги
Расписной туес-набируха. Прялки. Верхняя Уфтюга. Нач.хх в.
Мастер и его внучка за работой. Мастерство передаётся из рук в руки, сохраняя традиционные приёмы и сюжеты. Детские рисунки. Верхняя Уфтюга 60-е гг.
Детские рисунки. Городец. Жостово. Полховский Майдан. 60-70-е гг.
Важнейший смысл общения детей с высокими подлинниками народного искусства в необходимости проникнуть в строй художественного мышления народного мастера; ощутить его связи с природой, окружающим миром. На занятии с ребятишками из Верхней Уфтюги. 60-е гг.
Праздники народного календаря
«Рождество Богородицы» «Неопалимая Купина». «Святая Параскева – Пятница». «Покров – первый снег».
Прогулки по Москве
«Памятник Юрию Долгорукому на Тверской», «Храм Св Георгия», «В Георгиевском переулке», «Церковь Св. Георгия, что на Псковской горке». Эта серия детских работ посвящается московским местам так или иначе связанным с именем Георгия.