Лепская Н.А.,
кандидат педагогических наук,
лауреат Премии Президента РФ
кандидат педагогических наук,
лауреат Премии Президента РФ
—
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
—
Во все времена художники живо откликались на все научные и технические достижения своего времени. Технологический аспект художественного творчества особенно наглядно прослеживается в истории изобразительного искусства. Современные технические и интеллектуальные достижения воплощены сегодня в компьютерной технике и информационных технологиях.
—
Оснащение кабинета изобразительного искусства мультимедийной техникой дает в руки учителя мощнейшие средства для эстетического воспитания и художественного образования школьников. Многие учителя Москвы используют возможности мультимедиа для организации процессов восприятия произведений искусства, для знакомства школьников с различными аспектами декоративно прикладного искусства и художественного творчества. Интерес к обучающим возможностям ИКТ привел многих из них в Центр НХО на курсы повышения квалификации, к нам в лабораторию компьютерных технологий в художественном образовании. Анализируя динамику изменения мотивов, приводящих учителей на компьютерные курсы к нам в Центр, можно сказать, что постепенно меняется их иерархия. Если раньше, лет десять назад, основным мотивом был интерес к новой технике, то теперь основной мотив это желание включить в свою педагогическую деятельность информационные технологии.
—
В прошедшем учебном году компьютерные курсы по трем программам у нас в Центре закончили 85 учителей. Содержание обучения на этих курсах с каждым годом становится более насыщенным и интересным.
—
Первоначальный уровень обучения (программа «Информационные технологии как основа профессионального роста учителя. Компьютер в художественном образовании») был рекомендован слушателям по итогам тестирования и по их желанию начать изучение информационных технологий, как говорится, с нуля. Занятия компьютерной графикой и дизайном направлены на развитие специальных художественных способностей (колористических, конструктивных, изобразительных, композиционных, графических). Они связаны с определенными свойствами личности, которые обеспечивают развитие этих способностей: степень активности, работоспособности, эмоционально-волевая направленность личности, потребность к самовыражению. Интенсивное освоение компьютерных технологий было обеспечено активным применением на лекционных занятиях электронных учебных материалов, а также электронными пособиями, помогающими слушателям самостоятельно выполнять творческие задания. Реально осознаваемые цели повышения квалификации по этому направлению дали хорошие результаты. В течение года слушателями были освоены четыре программы (Paint, Word, Photoshop, PowerPoint), слушатели получили практические навыки работы в этих программах, участвовали в конкурсе фотоколлажей. Творческие работы слушателей обсуждались на семинарских и зачетных занятиях. Разнообразными и очень интересными как по методическому содержанию, так и по художественному оформлению получились в этом году курсовые работы слушателей. Темы курсовых работ определялись сами слушателями, были сориентированы на их педагогический опыт и возможность в дальнейшем использовать полученные учебные материалы в обучении школьников. Широкий спектр тем курсовых работ говорит о многообразии их педагогических и творческих интересов. Работы посвящены занятиям с дошкольниками и младшими школьниками: «Аппликация в детском саду», «Роль лепки в развитии художественных способностей младших школьников», «Маски и мы», «Украшение и фантазия. Праздничный головной убор», «Пейзаж в иллюстрациях к русским народным сказкам», «Воспитание толерантности на уроках ИЗО». Темы курсовых работ «Натюрморт в графике», «Гравюра, линогравюра», «Роль колорита в пейзаже», «Орнамент в декоративном искусстве», «Изобразительная роль шрифта в плакате», «Библейские темы в изобразительном искусстве», «Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве» и другие посвящены занятиям с учащимися средней школы. Занятиям в дополнительном художественном образовании посвящены работы: «Японская живопись», «Методика плетения из рогоза», «История дамской шляпки», «Ландшафтный дизайн в школе», «Холодный батик», «Народная праздничная одежда». Курсовая работа явилась итогом обучения, так как для ее выполнения слушатели должны были научиться работать со шрифтовым редактором Word, уметь находить нужную информацию в интернете и правильно ссылаться на нее в тексте, сканировать иллюстрации или фотографировать детские работы, обрабатывать их для дальнейшего использования. Обложку текстовой части курсовой работы и обложку для диска слушатели выполняли в программе Photoshop, презентация курсовой работы выполнялась в программе PowerPoint. Обучение на курсах стало для учителей возможностью взглянуть на свою педагогическую деятельность с передовых технологических позиций и у них возникло желание совершенствовать свое педагогическое мастерство в контексте основных требований современного образовательного процесса. Обязательной составляющей курсовой работы являются разработки уроков по выбранной теме, а также детские работы, иллюстрирующие эти уроки. Курсовая работа становится небольшим учебно-творческим проектом, завершением которого является запись на лазерном диске, где каждый автор размещает все отобранные для работы материалы, текст, музыкальные файлы и саму презентацию. Наши слушатели, познакомившись с различными аспектами и условиями включения мультимедийных средств обучения, начинают внедрять эти средства в свою педагогическую практику. Знания, полученные во время обучения, дают возможность правильно оценить различные мультимедийные диски их место в учебном процессе, а умение оснащать свои уроки собственными учебными материалами кажется учителям, творчески относящимся к своей работе, прекрасной возможностью вести уроки с наибольшим учебным эффектом. Многие слушатели, поняв преимущество ведения уроков с применением мультимедийных средств обучения, решили продолжить свою подготовку на курсах «Компьютерный рисунок и дизайн».
—
Мастерская «Компьютерный рисунок и дизайн» — курсы рассчитанные на 72 часа и предполагают уже некоторый первоначальный уровень знаний компьютера. В прошедшем учебном году по этой программе обучились две группы слушателей. Многие из них уже ведут занятия с учащимися в различной форме: кто-то включает занятия в компьютерном классе в сетку основных уроков, кто-то занимается с детьми факультативно, кто-то в системе дополнительного образования. Система обучения на этих курсах предполагает значительное количество практической работы, проводимой в классе при активной поддержке преподавателей. Программа по компьютерной анимации наиболее интересна слушателям, но она же вызывает у них большие трудности при освоении. Зато какую радость и гордость испытывают наши слушатели, когда получается удачная работа. Конечно, многие творчески настроенные слушатели продолжают начатые работы дома, сетуют на отсутствие времени. Но компьютерные программы нельзя освоить без постоянной практики и они это понимают. Альбомы творческих работ свидетельствуют о совершенствовании их мастерства как компьютерных художников. Особенно интересны натюрморты и коллажи, выполненные в программе Photoshop, визитки и грамоты, выполненные в программе Corel DRAW.
—
Впервые в этом году проводилось повышение квалификации учителей по программе «Мультимедийный проект в работе учителя». Этот курс направлен на решение конкретной педагогической проблемы: привлечение внимания учителя к широким возможностям компьютерных и информационных технологий в проектном методе обучения школьников. Технические и художественные особенности этой программы обучения постигаются в условиях практического создания учебного проекта. Оформление результатов проектной деятельности осуществляется в электронном виде и в форме доступной для использования в учебном процессе самим автором, другими педагогами, учащимися. Основные этапы создания учебного компьютерного проекта: формирование замысла проекта, сбор материалов и определение технических средств его воплощения, создание и апробация составляющих частей проекта в учебном процессе, сбор отдельных частей проекта по единому сценарию, внедрение проекта в практику преподавания были осуществлены слушателями в течение года. Результирующая цель обучения на курсах это создание у слушателей представления о широких возможностях проектного метода обучения искусству с применением мультимедийных технологий. С самого начала обучения все слушатели должны были решить, над каким проектом они будут работать, обсудить содержание и технологические детали своего проекта с научным руководителем и куратором. Постепенно темы уточнялись, собирался учебный и методический материал, проводились уроки с учениками, выяснялся характер музыкального сопровождения, сценарий расположения частей проекта, его логика и система подачи материалов.
—
Постепенно работа над медиапроектом осознается слушателями как совокупность различных направлений деятельности художника, владеющего компьютерными технологиями. На занятиях их интересовали принципы художественной стилистики, пластики и фактуры изображения в экранных искусствах, а также роль и место, стилистические особенности полиграфического дизайна. Теоретическое и практическое знакомство слушателей с векторной графикой (двумерной и трехмерной), раскрывает возможности этих программ для реализации художественного воплощения всего проекта. Иногда творческая работа слушателей, например, в трехмерной графике, превращалась в целую серию оригинальных работ, обладающих самостоятельной художественной ценностью.
—
Новизной данной формы обучения на курсах является то, что индивидуальная работа слушателей над проектом происходит параллельно с учебным процессом, который включает в себя изучение различных компьютерных программ, что дает слушателям необходимый кругозор при отборе технологических приемов, соответствующих замыслу проекта. В рамках курса углубленно изучались программы Adobe PhotoShop, Corel Draw, 3ds Max, Adobe Flash. Особый интерес у слушателей вызвали программы Pinnacle Studio и Microsoft Front Page. Творческие работы слушателей в этих программах осуществлялись как пробы технологических частей проектов. Интеграция художественной культуры и информационных технологий в процессе создания мультимедийных проектов не просто декларируется, а происходит естественным путем, так как определяет логику каждого из проектов.
—
Содержание разделов курса раскрывает перед слушателями различные приемы художественной передачи информации: приемы создания иллюстративного ряда (фотоальбомы и видео фильмы), анимацию, как средство привлечения внимания учащихся к произведениям художников, к музейным собраниям, к технологическим приемам художественного творчества. Слушатели получили на занятиях основные рекомендации по работе с фото и видео камерами, способы обработки фото и видео файлов, сравнение особенностей работы с ними в разных программах. Работа со звуком вызывала наибольшие трудности, так как она требует много времени. Но, желание получить нужный результат послужило важнейшим фактором на пути к успешному завершению проектов. Вообще, этот курс ясно показал, что четкие цели и осознанные перспективы ведут к успеху. Наиболее интересными получились проекты, посвященные 65-летию победы в Великой отечественной войне: «Война глазами детей», «Память сердца в звуках и красках», «День победы. Мальчики рисуют войну, девочки рисуют победу». В этих проектах в разных стилистических особенностях воплощена идея патриотического воспитания: видеоролики парадов, анимированные фотоколлажи, оживающие рисунки детей, чтение стихов, фоторепортажи о встрече детей и ветеранов, хорошо подобранный музыкальный ряд – все это явилось положительным результатом обучения. Разнообразие тем других проектов и их выполнение говорит о высокой квалификации педагогов.
—
Несколько наших учителей получили от нас положительные рекомендации для повышения их квалификационных разрядов. Наиболее активные и творчески проявившие себя на курсах слушатели по итогам года получили от Центра НХО благодарственные письма. Пожелаем же им удачи на дальнейшем пути освоения информационных технологий и совершенствования их педагогического мастерства.