Лепская
Н.А.,

заведующая
лабораторией
«Компьютерные технологии
в художественном образовании»
ЦНХО,
кандидат педагогических наук,
лауреат Премии Президента РФ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
УЧИТЕЛЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Во
все времена художники живо откликались
на все научные и технические достижения
своего времени. Технологический аспект
художественного творчества особенно
наглядно прослеживается в истории
изобразительного искусства. Современные
технические и интеллектуальные достижения
воплощены сегодня в компьютерной технике
и информационных технологиях.
Оснащение
кабинета изобразительного искусства
мультимедийной техникой дает в руки
учителя мощнейшие средства для
эстетического воспитания и художественного
образования школьников. Многие учителя
Москвы используют возможности мультимедиа
для организации процессов восприятия
произведений искусства, для знакомства
школьников с различными аспектами
декоративно прикладного искусства и
художественного творчества. Интерес к
обучающим возможностям ИКТ привел
многих из них в Центр НХО на курсы
повышения квалификации, к нам в лабораторию
компьютерных технологий в художественном
образовании. Анализируя динамику
изменения мотивов, приводящих учителей
на компьютерные курсы к нам в Центр,
можно сказать, что постепенно меняется
их иерархия. Если раньше, лет десять
назад, основным мотивом был интерес к
новой технике, то теперь основной мотив
это желание включить в свою педагогическую
деятельность информационные технологии.
В
прошедшем учебном году компьютерные
курсы по трем программам у нас в Центре
закончили 85 учителей. Содержание обучения
на этих курсах с каждым годом становится
более насыщенным и интересным.
Первоначальный
уровень обучения (программа «Информационные
технологии как основа профессионального
роста учителя. Компьютер в художественном
образовании») был рекомендован слушателям
по итогам тестирования и по их желанию
начать изучение информационных
технологий, как говорится, с нуля. Занятия
компьютерной графикой и дизайном
направлены на развитие специальных
художественных способностей
(колористических, конструктивных,
изобразительных, композиционных,
графических). Они связаны с определенными
свойствами личности, которые обеспечивают
развитие этих способностей: степень
активности, работоспособности,
эмоционально-волевая направленность
личности, потребность к самовыражению.
Интенсивное освоение компьютерных
технологий было обеспечено активным
применением на лекционных занятиях
электронных учебных материалов, а также
электронными пособиями, помогающими
слушателям самостоятельно выполнять
творческие задания. Реально осознаваемые
цели повышения квалификации по этому
направлению дали хорошие результаты.
В течение года слушателями были освоены
четыре программы (Paint, Word, Photoshop, PowerPoint),
слушатели получили практические навыки
работы в этих программах, участвовали
в конкурсе фотоколлажей. Творческие
работы слушателей обсуждались на
семинарских и зачетных занятиях.
Разнообразными и очень интересными как
по методическому содержанию, так и по
художественному оформлению получились
в этом году курсовые работы слушателей.
Темы курсовых работ определялись сами
слушателями, были сориентированы на их
педагогический опыт и возможность в
дальнейшем использовать полученные
учебные материалы в обучении школьников.
Широкий спектр тем курсовых работ
говорит о многообразии их педагогических
и творческих интересов. Работы посвящены
занятиям с дошкольниками и младшими
школьниками: «Аппликация в детском
саду», «Роль лепки в развитии художественных
способностей младших школьников»,
«Маски и мы», «Украшение и фантазия.
Праздничный головной убор», «Пейзаж в
иллюстрациях к русским народным сказкам»,
«Воспитание толерантности на уроках
ИЗО». Темы курсовых работ «Натюрморт в
графике», «Гравюра, линогравюра», «Роль
колорита в пейзаже», «Орнамент в
декоративном искусстве», «Изобразительная
роль шрифта в плакате», «Библейские
темы в изобразительном искусстве»,
«Исторические и мифологические темы в
изобразительном искусстве» и другие
посвящены занятиям с учащимися средней
школы. Занятиям в дополнительном
художественном образовании посвящены
работы: «Японская живопись», «Методика
плетения из рогоза», «История дамской
шляпки», «Ландшафтный дизайн в школе»,
«Холодный батик», «Народная праздничная
одежда». Курсовая работа явилась итогом
обучения, так как для ее выполнения
слушатели должны были научиться работать
со шрифтовым редактором Word, уметь
находить нужную информацию в интернете
и правильно ссылаться на нее в тексте,
сканировать иллюстрации или фотографировать
детские работы, обрабатывать их для
дальнейшего использования. Обложку
текстовой части курсовой работы и
обложку для диска слушатели выполняли
в программе Photoshop, презентация курсовой
работы выполнялась в программе PowerPoint.
Обучение на курсах стало для учителей
возможностью взглянуть на свою
педагогическую деятельность с передовых
технологических позиций и у них возникло
желание совершенствовать свое
педагогическое мастерство в контексте
основных требований современного
образовательного процесса. Обязательной
составляющей курсовой работы являются
разработки уроков по выбранной теме, а
также детские работы, иллюстрирующие
эти уроки. Курсовая работа становится
небольшим учебно-творческим проектом,
завершением которого является запись
на лазерном диске, где каждый автор
размещает все отобранные для работы
материалы, текст, музыкальные файлы и
саму презентацию. Наши слушатели,
познакомившись с различными аспектами
и условиями включения мультимедийных
средств обучения, начинают внедрять
эти средства в свою педагогическую
практику. Знания, полученные во время
обучения, дают возможность правильно
оценить различные мультимедийные диски
их место в учебном процессе, а умение
оснащать свои уроки собственными
учебными материалами кажется учителям,
творчески относящимся к своей работе,
прекрасной возможностью вести уроки с
наибольшим учебным эффектом. Многие
слушатели, поняв преимущество ведения
уроков с применением мультимедийных
средств обучения, решили продолжить
свою подготовку на курсах «Компьютерный
рисунок и дизайн».
Мастерская
«Компьютерный рисунок и дизайн»- курсы
рассчитанные на 72 часа и предполагают
уже некоторый первоначальный уровень
знаний компьютера. В прошедшем учебном
году по этой программе обучились две
группы слушателей. Многие из них уже
ведут занятия с учащимися в различной
форме: кто-то включает занятия в
компьютерном классе в сетку основных
уроков, кто-то занимается с детьми
факультативно, кто-то в системе
дополнительного образования. Система
обучения на этих курсах предполагает
значительное количество практической
работы, проводимой в классе при активной
поддержке преподавателей. Программа
по компьютерной анимации наиболее
интересна слушателям, но она же вызывает
у них большие трудности при освоении.
Зато какую радость и гордость испытывают
наши слушатели, когда получается удачная
работа. Конечно, многие творчески
настроенные слушатели продолжают
начатые работы дома, сетуют на отсутствие
времени. Но компьютерные программы
нельзя освоить без постоянной практики
и они это понимают. Альбомы творческих
работ свидетельствуют о совершенствовании
их мастерства как компьютерных художников.
Особенно интересны натюрморты и коллажи,
выполненные в программе Photoshop, визитки
и грамоты, выполненные в программе Corel
DRAW.
Впервые
в этом году проводилось повышение
квалификации учителей по программе
«Мультимедийный проект в работе учителя».
Этот курс направлен на решение конкретной
педагогической проблемы: привлечение
внимания учителя к широким возможностям
компьютерных и информационных технологий
в проектном методе обучения школьников.
Технические и художественные особенности
этой программы обучения постигаются в
условиях практического создания учебного
проекта. Оформление результатов проектной
деятельности осуществляется в электронном
виде и в форме доступной для использования
в учебном процессе самим автором, другими
педагогами, учащимися. Основные этапы
создания учебного компьютерного проекта:
формирование замысла проекта, сбор
материалов и определение технических
средств его воплощения, создание и
апробация составляющих частей проекта
в учебном процессе, сбор отдельных
частей проекта по единому сценарию,
внедрение проекта в практику преподавания
были осуществлены слушателями в течение
года. Результирующая цель обучения на
курсах это создание у слушателей
представления о широких возможностях
проектного метода обучения искусству
с применением мультимедийных технологий.
С самого начала обучения все слушатели
должны были решить, над каким проектом
они будут работать, обсудить содержание
и технологические детали своего проекта
с научным руководителем и куратором.
Постепенно темы уточнялись, собирался
учебный и методический материал,
проводились уроки с учениками, выяснялся
характер музыкального сопровождения,
сценарий расположения частей проекта,
его логика и система подачи материалов.
Постепенно
работа над медиапроектом осознается
слушателями как совокупность различных
направлений деятельности художника,
владеющего компьютерными технологиями.
На занятиях их интересовали принципы
художественной стилистики, пластики и
фактуры изображения в экранных искусствах,
а также роль и место, стилистические
особенности полиграфического дизайна.
Теоретическое и практическое знакомство
слушателей с векторной графикой
(двумерной и трехмерной), раскрывает
возможности этих программ для реализации
художественного воплощения всего
проекта. Иногда творческая работа
слушателей, например, в трехмерной
графике, превращалась в целую серию
оригинальных работ, обладающих
самостоятельной художественной
ценностью.
Новизной
данной формы обучения на курсах является
то, что индивидуальная работа слушателей
над проектом происходит параллельно с
учебным процессом, который включает в
себя изучение различных компьютерных
программ, что дает слушателям необходимый
кругозор при отборе технологических
приемов, соответствующих замыслу
проекта. В рамках курса углубленно
изучались программы Adobe PhotoShop, Corel
Draw, 3ds Max,
Adobe Flash. Особый интерес у
слушателей вызвали программы Pinnacle
Studio и Microsoft Front Page. Творческие
работы слушателей в этих программах
осуществлялись как пробы технологических
частей проектов. Интеграция художественной
культуры и информационных технологий
в процессе создания мультимедийных
проектов не просто декларируется, а
происходит естественным путем, так как
определяет логику каждого из проектов.
Содержание
разделов курса раскрывает перед
слушателями различные приемы художественной
передачи информации: приемы создания
иллюстративного ряда (фотоальбомы и
видео фильмы), анимацию, как средство
привлечения внимания учащихся к
произведениям художников, к музейным
собраниям, к технологическим приемам
художественного творчества. Слушатели
получили на занятиях основные рекомендации
по работе с фото и видео камерами, способы
обработки фото и видео файлов, сравнение
особенностей работы с ними в разных
программах. Работа со звуком вызывала
наибольшие трудности, так как она требует
много времени. Но, желание получить
нужный результат послужило важнейшим
фактором на пути к успешному завершению
проектов. Вообще, этот курс ясно показал,
что четкие цели и осознанные перспективы
ведут к успеху. Наиболее интересными
получились проекты, посвященные 65-летию
победы в Великой отечественной войне:
«Война глазами детей», «Память сердца
в звуках и красках», «День победы.
Мальчики рисуют войну, девочки рисуют
победу». В этих проектах в разных
стилистических особенностях воплощена
идея патриотического воспитания:
видеоролики парадов, анимированные
фотоколлажи, оживающие рисунки детей,
чтение стихов, фоторепортажи о встрече
детей и ветеранов, хорошо подобранный
музыкальный ряд – все это явилось
положительным результатом обучения.
Разнообразие тем других проектов и их
выполнение говорит о высокой квалификации
педагогов.
Несколько
наших учителей получили от нас
положительные рекомендации для повышения
их квалификационных разрядов. Наиболее
активные и творчески проявившие себя
на курсах слушатели по итогам года
получили от Центра НХО благодарственные
письма. Пожелаем же им удачи на дальнейшем
пути освоения информационных технологий
и совершенствования их педагогического
мастерства.

п о д е л и т ь с я

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Написать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>