СТАТЬЯ Информационные технологии как путь совершенствования педагогического мастерства

Лепская Н.А.,
кандидат педагогических наук,
лауреат Премии Президента РФ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ПУТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Во все времена художники живо откликались на все научные и технические достижения своего времени. Технологический аспект художественного творчества особенно наглядно прослеживается в истории изобразительного искусства. Современные технические и интеллектуальные достижения воплощены сегодня в компьютерной технике и информационных технологиях.
Оснащение кабинета изобразительного искусства мультимедийной техникой дает в руки учителя мощнейшие средства для эстетического воспитания и художественного образования школьников. Многие учителя Москвы используют возможности мультимедиа для организации процессов восприятия произведений искусства, для знакомства школьников с различными аспектами декоративно прикладного искусства и художественного творчества. Интерес к обучающим возможностям ИКТ привел многих из них в Центр НХО на курсы повышения квалификации, к нам в лабораторию компьютерных технологий в художественном образовании. Анализируя динамику изменения мотивов, приводящих учителей на компьютерные курсы к нам в Центр, можно сказать, что постепенно меняется их иерархия. Если раньше, лет десять назад, основным мотивом был интерес к новой технике, то теперь основной мотив это желание включить в свою педагогическую деятельность информационные технологии.
В прошедшем учебном году компьютерные курсы по трем программам у нас в Центре закончили 85 учителей. Содержание обучения на этих курсах с каждым годом становится более насыщенным и интересным.
Первоначальный уровень обучения (программа «Информационные технологии как основа профессионального роста учителя. Компьютер в художественном образовании») был рекомендован слушателям по итогам тестирования и по их желанию начать изучение информационных технологий, как говорится, с нуля. Занятия компьютерной графикой и дизайном направлены на развитие специальных художественных способностей (колористических, конструктивных, изобразительных, композиционных, графических). Они связаны с определенными свойствами личности, которые обеспечивают развитие этих способностей: степень активности, работоспособности, эмоционально-волевая направленность личности, потребность к самовыражению. Интенсивное освоение компьютерных технологий было обеспечено активным применением на лекционных занятиях электронных учебных материалов, а также электронными пособиями, помогающими слушателям самостоятельно выполнять творческие задания. Реально осознаваемые цели повышения квалификации по этому направлению дали хорошие результаты. В течение года слушателями были освоены четыре программы (Paint, Word, Photoshop, PowerPoint), слушатели получили практические навыки работы в этих программах, участвовали в конкурсе фотоколлажей. Творческие работы слушателей обсуждались на семинарских и зачетных занятиях. Разнообразными и очень интересными как по методическому содержанию, так и по художественному оформлению получились в этом году курсовые работы слушателей. Темы курсовых работ определялись сами слушателями, были сориентированы на их педагогический опыт и возможность в дальнейшем использовать полученные учебные материалы в обучении школьников. Широкий спектр тем курсовых работ говорит о многообразии их педагогических и творческих интересов. Работы посвящены занятиям с дошкольниками и младшими школьниками: «Аппликация в детском саду», «Роль лепки в развитии художественных способностей младших школьников», «Маски и мы», «Украшение и фантазия. Праздничный головной убор», «Пейзаж в иллюстрациях к русским народным сказкам», «Воспитание толерантности на уроках ИЗО». Темы курсовых работ «Натюрморт в графике», «Гравюра, линогравюра», «Роль колорита в пейзаже», «Орнамент в декоративном искусстве», «Изобразительная роль шрифта в плакате», «Библейские темы в изобразительном искусстве», «Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве» и другие посвящены занятиям с учащимися средней школы. Занятиям в дополнительном художественном образовании посвящены работы: «Японская живопись», «Методика плетения из рогоза», «История дамской шляпки», «Ландшафтный дизайн в школе», «Холодный батик», «Народная праздничная одежда». Курсовая работа явилась итогом обучения, так как для ее выполнения слушатели должны были научиться работать со шрифтовым редактором Word, уметь находить нужную информацию в интернете и правильно ссылаться на нее в тексте, сканировать иллюстрации или фотографировать детские работы, обрабатывать их для дальнейшего использования. Обложку текстовой части курсовой работы и обложку для диска слушатели выполняли в программе Photoshop, презентация курсовой работы выполнялась в программе PowerPoint. Обучение на курсах стало для учителей возможностью взглянуть на свою педагогическую деятельность с передовых технологических позиций и у них возникло желание совершенствовать свое педагогическое мастерство в контексте основных требований современного образовательного процесса. Обязательной составляющей курсовой работы являются разработки уроков по выбранной теме, а также детские работы, иллюстрирующие эти уроки. Курсовая работа становится небольшим учебно-творческим проектом, завершением которого является запись на лазерном диске, где каждый автор размещает все отобранные для работы материалы, текст, музыкальные файлы и саму презентацию. Наши слушатели, познакомившись с различными аспектами и условиями включения мультимедийных средств обучения, начинают внедрять эти средства в свою педагогическую практику. Знания, полученные во время обучения, дают возможность правильно оценить различные мультимедийные диски их место в учебном процессе, а умение оснащать свои уроки собственными учебными материалами кажется учителям, творчески относящимся к своей работе, прекрасной возможностью вести уроки с наибольшим учебным эффектом. Многие слушатели, поняв преимущество ведения уроков с применением мультимедийных средств обучения, решили продолжить свою подготовку на курсах «Компьютерный рисунок и дизайн».
Мастерская «Компьютерный рисунок и дизайн» — курсы рассчитанные на 72 часа и предполагают уже некоторый первоначальный уровень знаний компьютера. В прошедшем учебном году по этой программе обучились две группы слушателей. Многие из них уже ведут занятия с учащимися в различной форме: кто-то включает занятия в компьютерном классе в сетку основных уроков, кто-то занимается с детьми факультативно, кто-то в системе дополнительного образования. Система обучения на этих курсах предполагает значительное количество практической работы, проводимой в классе при активной поддержке преподавателей. Программа по компьютерной анимации наиболее интересна слушателям, но она же вызывает у них большие трудности при освоении. Зато какую радость и гордость испытывают наши слушатели, когда получается удачная работа. Конечно, многие творчески настроенные слушатели продолжают начатые работы дома, сетуют на отсутствие времени. Но компьютерные программы нельзя освоить без постоянной практики и они это понимают. Альбомы творческих работ свидетельствуют о совершенствовании их мастерства как компьютерных художников. Особенно интересны натюрморты и коллажи, выполненные в программе Photoshop, визитки и грамоты, выполненные в программе Corel DRAW.
Впервые в этом году проводилось повышение квалификации учителей по программе «Мультимедийный проект в работе учителя». Этот курс направлен на решение конкретной педагогической проблемы: привлечение внимания учителя к широким возможностям компьютерных и информационных технологий в проектном методе обучения школьников. Технические и художественные особенности этой программы обучения постигаются в условиях практического создания учебного проекта. Оформление результатов проектной деятельности осуществляется в электронном виде и в форме доступной для использования в учебном процессе самим автором, другими педагогами, учащимися. Основные этапы создания учебного компьютерного проекта: формирование замысла проекта, сбор материалов и определение технических средств его воплощения, создание и апробация составляющих частей проекта в учебном процессе, сбор отдельных частей проекта по единому сценарию, внедрение проекта в практику преподавания были осуществлены слушателями в течение года. Результирующая цель обучения на курсах это создание у слушателей представления о широких возможностях проектного метода обучения искусству с применением мультимедийных технологий. С самого начала обучения все слушатели должны были решить, над каким проектом они будут работать, обсудить содержание и технологические детали своего проекта с научным руководителем и куратором. Постепенно темы уточнялись, собирался учебный и методический материал, проводились уроки с учениками, выяснялся характер музыкального сопровождения, сценарий расположения частей проекта, его логика и система подачи материалов.
Постепенно работа над медиапроектом осознается слушателями как совокупность различных направлений деятельности художника, владеющего компьютерными технологиями. На занятиях их интересовали принципы художественной стилистики, пластики и фактуры изображения в экранных искусствах, а также роль и место, стилистические особенности полиграфического дизайна. Теоретическое и практическое знакомство слушателей с векторной графикой (двумерной и трехмерной), раскрывает возможности этих программ для реализации художественного воплощения всего проекта. Иногда творческая работа слушателей, например, в трехмерной графике, превращалась в целую серию оригинальных работ, обладающих самостоятельной художественной ценностью.
Новизной данной формы обучения на курсах является то, что индивидуальная работа слушателей над проектом происходит параллельно с учебным процессом, который включает в себя изучение различных компьютерных программ, что дает слушателям необходимый кругозор при отборе технологических приемов, соответствующих замыслу проекта. В рамках курса углубленно изучались программы Adobe PhotoShop, Corel Draw, 3ds Max, Adobe Flash. Особый интерес у слушателей вызвали программы Pinnacle Studio и Microsoft Front Page. Творческие работы слушателей в этих программах осуществлялись как пробы технологических частей проектов. Интеграция художественной культуры и информационных технологий в процессе создания мультимедийных проектов не просто декларируется, а происходит естественным путем, так как определяет логику каждого из проектов.
Содержание разделов курса раскрывает перед слушателями различные приемы художественной передачи информации: приемы создания иллюстративного ряда (фотоальбомы и видео фильмы), анимацию, как средство привлечения внимания учащихся к произведениям художников, к музейным собраниям, к технологическим приемам художественного творчества. Слушатели получили на занятиях основные рекомендации по работе с фото и видео камерами, способы обработки фото и видео файлов, сравнение особенностей работы с ними в разных программах. Работа со звуком вызывала наибольшие трудности, так как она требует много времени. Но, желание получить нужный результат послужило важнейшим фактором на пути к успешному завершению проектов. Вообще, этот курс ясно показал, что четкие цели и осознанные перспективы ведут к успеху. Наиболее интересными получились проекты, посвященные 65-летию победы в Великой отечественной войне: «Война глазами детей», «Память сердца в звуках и красках», «День победы. Мальчики рисуют войну, девочки рисуют победу». В этих проектах в разных стилистических особенностях воплощена идея патриотического воспитания: видеоролики парадов, анимированные фотоколлажи, оживающие рисунки детей, чтение стихов, фоторепортажи о встрече детей и ветеранов, хорошо подобранный музыкальный ряд – все это явилось положительным результатом обучения. Разнообразие тем других проектов и их выполнение говорит о высокой квалификации педагогов.
Несколько наших учителей получили от нас положительные рекомендации для повышения их квалификационных разрядов. Наиболее активные и творчески проявившие себя на курсах слушатели по итогам года получили от Центра НХО благодарственные письма. Пожелаем же им удачи на дальнейшем пути освоения информационных технологий и совершенствования их педагогического мастерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.