СТАТЬЯ Как оценивать детский рисунок

Неменская Л.А.
зам. директора Центра НХО,
 кандидат философских наук, доцент,
 Лауреат премии Президента РФ
 
 КАК  ОЦЕНИВАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК
 
Множество детских работ перед собравшимися членами жюри, надо выбирать победителей. Участники конкурса — это дети, которые обнаружили свои способности к  художественной деятельности, они более, чем другие проявляют свою потребность рисовать, им нравится этим заниматься —  и это важнейший показатель одаренности.
 
Оценивая выполненные в конкурсных условиях работы детей, надо помнить, что главной целью и ценностью является сам
ребенок, его развивающаяся душа и взрослеющая личность. Поэтому выбор и оценка детских работ требует от нас особой ответственности, и должна быть понята  как диалог, форма общения с ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно, мы попадаем в ситуацию наставления и указания пути. Надо сказать, что за период проведения конкурса уровень качества детских работ повышается с каждым годом. Это особенно заметно не только по лучшим произведениям, но по количеству работ высокого уровня и по возрастающей художественности большинства представляемых работ. Потому теперь мы не стали выбирать «самых первых», а выделили более широкий круг произведений по разным номинациям.
 
К детскому рисунку можно подойти с разных сторон, оценивая его с совершенно разных позиций. Появление аналитического интереса к  детскому рисованию принято относить к началу ХХ века, когда детский рисунок стал объектом исследований, более всего психологических, направленных на соотношение графических качеств детского рисунка с интеллектуальным развитием их авторов. Процесс рисования использовался, впрочем, как и теперь, в качестве вида психодиагностики и психотерапии.  Наш подход имеет другое содержание, но нельзя не учитывать степень выявленности внутреннего мира детей в их рисунках.
 
Иной подход — когда критерием анализа детского рисунка определяется «мастерство изображения» — то есть умение иллюзорно изображать  предметный мир в соответствии с профессиональными правилами обучения. Эта позиция долго служила распространенным основанием для суждения о художественной неполноценности детского творчества. Определенные правила и приемы, конечно, необходимая составляющая обучения, но у каждого правила должен быть понятный и востребованный, актуальный смысл. Тогда правило выступает средством высказывания и средством художественного познания, а не как навязанный образец для подражания, не как прием. Исполнение заученного приема не должно являться конечной целью в процессе художественного развития ребенка.
 
Художественный подход к детскому творчеству направлен на выявление художественной природы детской изобразительной деятельности. Сущность детского изображения подобна сути творчества профессиональных художников, она заключается в выраженности личных переживаний автора, его видения и отношения к миру. Поэтому основой оценки детского произведения выступают такие качества как активность авторской позиции по отношению к изображаемому, выразительность образного содержания и изобразительных средств, изобретательность в их поиске, чуткость к характеру художественных материалов.
 
Выявлять и оценивать в рисунке можно композиционное решение, общее настроение, выбор сюжета через смысловую и эмоциональную его трактовку. На выборе сюжета отражаются интересы ребенка, его актуальные впечатления и знания. Задачи изображения у детей, как и во «взрослом» изобразительном искусстве, определяются не стремлением более или менее точно передать вид предмета, а стремлением выразить свое понимание и эмоциональное отношение к нему. Внимательный взгляд юного художника высвечивает личностно значимые для него и сущностные аспекты окружающего мира, и если ему удается выразить их в рисунке, то это становится настоящим открытием и откровением  для зрителя. Детские произведения уникальны тем, что в них воплощаются многообразные переживания детской души, открывающей для себя окружающий мир.
 
Успех воспитания и обучения в огромной степени зависит от мастерства учителя, от творческого подхода к обучению, и конечно от знания возрастной психологии. Педагог должен добиваться в своей деятельности, чтобы, даже учебная, урочная, определенная темой задания, изобразительная деятельность ребенка выступала для него как собственная потребность, как желание его души, что и соответствует реальному назначению творческого изображения. Это не должна быть работа «на показ», ориентированная лишь на успешный результат, подменяя творчество исполнением. Специфика детского рисунка состоит как раз в значимости самого процесса рисования, во время которого развивается и видоизменяется, выращивается его содержание. Этот процесс, включающий в себя игру как форму переживания и моделирования реальности, и он отражается на результате и придает рисунку качество особой эмоциональной насыщенности. Моделируя и воспроизводя в изображении впечатления действительности,
ребенок-автор осознает свой индивидуальный опыт в формах изобразительного языка, в котором происходит освоение культуры и самопознание. А как следствие, — и само преобразование.
 
Искренняя художественная выразительность детского произведения вызывает эмоциональный отклик и эстетическое сопереживание у зрителя. Конкурсы и выставки детского творчества это среда общения, которую ищут и юные художники, и их учителя. Экспозиция выставки как результат конкурсного отбора рисунков, строится с целью выявить характерные особенности
детского творчества, организовать взаимодействие художника и зрителя, дать возможность наглядно продемонстрировать произведения юных авторов широкой публике. Это важное событие в жизни каждого рисующего ребенка. В рамках
выставки проводятся семинары и консультации преподавателей, открытые методические мастерские, которые
позволяют на примерах детских работ обсуждать вопросы художественного развития и обучения детей атмосфере
обмена педагогическим опытом и радости профессионального общения.
 

СТАТЬЯ Как оценивать детский рисунок: 1 комментарий

  1. Большое спасибо Вам за грамотный материал, полностью согласна с Вашей точкой зрения. Было очень приятно прочитать статью написанную «человеческим» языком без выхолощенного канцелярита, принятого в широких кругах.

Добавить комментарий для Марина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.