Неменская Л.А.
зам. директора Центра НХО,
кандидат философских наук, доцент,
Лауреат премии Президента РФ
КАК ОЦЕНИВАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК
Множество детских работ перед собравшимися членами жюри, надо выбирать победителей. Участники конкурса — это дети, которые обнаружили свои способности к художественной деятельности, они более, чем другие проявляют свою потребность рисовать, им нравится этим заниматься — и это важнейший показатель одаренности.
Оценивая выполненные в конкурсных условиях работы детей, надо помнить, что главной целью и ценностью является сам
ребенок, его развивающаяся душа и взрослеющая личность. Поэтому выбор и оценка детских работ требует от нас особой ответственности, и должна быть понята как диалог, форма общения с ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно, мы попадаем в ситуацию наставления и указания пути. Надо сказать, что за период проведения конкурса уровень качества детских работ повышается с каждым годом. Это особенно заметно не только по лучшим произведениям, но по количеству работ высокого уровня и по возрастающей художественности большинства представляемых работ. Потому теперь мы не стали выбирать «самых первых», а выделили более широкий круг произведений по разным номинациям.
ребенок, его развивающаяся душа и взрослеющая личность. Поэтому выбор и оценка детских работ требует от нас особой ответственности, и должна быть понята как диалог, форма общения с ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно, мы попадаем в ситуацию наставления и указания пути. Надо сказать, что за период проведения конкурса уровень качества детских работ повышается с каждым годом. Это особенно заметно не только по лучшим произведениям, но по количеству работ высокого уровня и по возрастающей художественности большинства представляемых работ. Потому теперь мы не стали выбирать «самых первых», а выделили более широкий круг произведений по разным номинациям.
К детскому рисунку можно подойти с разных сторон, оценивая его с совершенно разных позиций. Появление аналитического интереса к детскому рисованию принято относить к началу ХХ века, когда детский рисунок стал объектом исследований, более всего психологических, направленных на соотношение графических качеств детского рисунка с интеллектуальным развитием их авторов. Процесс рисования использовался, впрочем, как и теперь, в качестве вида психодиагностики и психотерапии. Наш подход имеет другое содержание, но нельзя не учитывать степень выявленности внутреннего мира детей в их рисунках.
Иной подход — когда критерием анализа детского рисунка определяется «мастерство изображения» — то есть умение иллюзорно изображать предметный мир в соответствии с профессиональными правилами обучения. Эта позиция долго служила распространенным основанием для суждения о художественной неполноценности детского творчества. Определенные правила и приемы, конечно, необходимая составляющая обучения, но у каждого правила должен быть понятный и востребованный, актуальный смысл. Тогда правило выступает средством высказывания и средством художественного познания, а не как навязанный образец для подражания, не как прием. Исполнение заученного приема не должно являться конечной целью в процессе художественного развития ребенка.
Художественный подход к детскому творчеству направлен на выявление художественной природы детской изобразительной деятельности. Сущность детского изображения подобна сути творчества профессиональных художников, она заключается в выраженности личных переживаний автора, его видения и отношения к миру. Поэтому основой оценки детского произведения выступают такие качества как активность авторской позиции по отношению к изображаемому, выразительность образного содержания и изобразительных средств, изобретательность в их поиске, чуткость к характеру художественных материалов.
Выявлять и оценивать в рисунке можно композиционное решение, общее настроение, выбор сюжета через смысловую и эмоциональную его трактовку. На выборе сюжета отражаются интересы ребенка, его актуальные впечатления и знания. Задачи изображения у детей, как и во «взрослом» изобразительном искусстве, определяются не стремлением более или менее точно передать вид предмета, а стремлением выразить свое понимание и эмоциональное отношение к нему. Внимательный взгляд юного художника высвечивает личностно значимые для него и сущностные аспекты окружающего мира, и если ему удается выразить их в рисунке, то это становится настоящим открытием и откровением для зрителя. Детские произведения уникальны тем, что в них воплощаются многообразные переживания детской души, открывающей для себя окружающий мир.
Успех воспитания и обучения в огромной степени зависит от мастерства учителя, от творческого подхода к обучению, и конечно от знания возрастной психологии. Педагог должен добиваться в своей деятельности, чтобы, даже учебная, урочная, определенная темой задания, изобразительная деятельность ребенка выступала для него как собственная потребность, как желание его души, что и соответствует реальному назначению творческого изображения. Это не должна быть работа «на показ», ориентированная лишь на успешный результат, подменяя творчество исполнением. Специфика детского рисунка состоит как раз в значимости самого процесса рисования, во время которого развивается и видоизменяется, выращивается его содержание. Этот процесс, включающий в себя игру как форму переживания и моделирования реальности, и он отражается на результате и придает рисунку качество особой эмоциональной насыщенности. Моделируя и воспроизводя в изображении впечатления действительности,
ребенок-автор осознает свой индивидуальный опыт в формах изобразительного языка, в котором происходит освоение культуры и самопознание. А как следствие, — и само преобразование.
ребенок-автор осознает свой индивидуальный опыт в формах изобразительного языка, в котором происходит освоение культуры и самопознание. А как следствие, — и само преобразование.
Искренняя художественная выразительность детского произведения вызывает эмоциональный отклик и эстетическое сопереживание у зрителя. Конкурсы и выставки детского творчества это среда общения, которую ищут и юные художники, и их учителя. Экспозиция выставки как результат конкурсного отбора рисунков, строится с целью выявить характерные особенности
детского творчества, организовать взаимодействие художника и зрителя, дать возможность наглядно продемонстрировать произведения юных авторов широкой публике. Это важное событие в жизни каждого рисующего ребенка. В рамках
выставки проводятся семинары и консультации преподавателей, открытые методические мастерские, которые
позволяют на примерах детских работ обсуждать вопросы художественного развития и обучения детей атмосфере
обмена педагогическим опытом и радости профессионального общения.
детского творчества, организовать взаимодействие художника и зрителя, дать возможность наглядно продемонстрировать произведения юных авторов широкой публике. Это важное событие в жизни каждого рисующего ребенка. В рамках
выставки проводятся семинары и консультации преподавателей, открытые методические мастерские, которые
позволяют на примерах детских работ обсуждать вопросы художественного развития и обучения детей атмосфере
обмена педагогическим опытом и радости профессионального общения.
Большое спасибо Вам за грамотный материал, полностью согласна с Вашей точкой зрения. Было очень приятно прочитать статью написанную «человеческим» языком без выхолощенного канцелярита, принятого в широких кругах.