СТАТЬЯ На пересечении искусства и педагогики

Неменская Лариса Александровна,
зам. руководителя Управления НХО ГБОУ ГМЦ ДОНМ,
Почетный член Российской академии художеств,
действительный член Итальянской академии
современного искусства, кандидат философских наук,
Почётный работник образования РФ,
лауреат Премии Президента РФ

НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВА И ПЕДАГОГИКИ
Недавно вышла новая книга народного художника России академика Б.М.Неменского «Педагогика искусства – видеть, ведать и творить»* Книга очень серьезная, глубокая, а написана легким, разговорным языком, доверчивым к читателю, образным, даже поэтичным. Хотя, по сути, текст этой книги является системным изложением оригинальной научной теории на стыке современной педагогики и философии искусства.
Работать для людей, с людьми, для реальных и необходимых результатов, которые могли бы иметь влияние на улучшение жизни, способствовать развитию человечности в отношениях между людьми – нравственная потребность и убеждение Бориса Михайловича.
Многие учителя, завершив обучение на курсах повышения квалификации Центра непрерывного художественного образования, которым с 1994 г. руководит Б.М.Неменский, стремятся продолжить сотрудничество с нами. Именно сотрудничество, потому что для нас, сотрудников и преподавателей Центра НХО, учитель искусства всегда сподвижник, дорогой коллега в общем деле развития художественного образования. Учитель изобразительного искусства в школе часто ощущает недостаточное понимание значимости своего предмета, нуждается в моральной поддержке, и методических консультациях, а более всего нуждается в профессиональном общении, обмене опытом и совместном действии. Поэтому в Центре НХО постоянно ведется работа по организации различных форм работы с учителем: специальные семинары, конференции, клубные профессиональные встречи, выставки, конкурсы, круглые столы.
Так только что завершила работу XIX Российская научно-практическая конференция и научно-практический семинар «Мастерская Б.М.Неменского».
Эти два мероприятия проводится ежегодно последовательно друг за другом, фактически сливаясь, и не случайно. На конференцию съезжаются педагоги из многих городов России. Это, прежде всего, учителя изобразительного искусства, а также преподаватели вузов и институтов повышения квалификации, методисты городских центров, сотрудники музеев и галерей, научных учреждений, преподаватели детских художественных школ и самых разных художественных студий. И в докладах конференции звучат самые актуальные и острые для сегодняшнего дня позиции, проблемы и опыт их решения. И очень важно, чтобы учителя Москвы, собравшиеся на научно-практический семинар, участвовали в этих обсуждениях, чувствовали свою причастность к научным и стратегическим проблемам художественного образования, видели широкий горизонт общих забот. А потом, в процессе работы семинара, все вместе участвуют в его широком спектре мастер — классов, круглых столов, выездных экскурсий, и практическая работа объединяет в общем деле учителей и научных сотрудников, преподавателей вузов и специалистов дополнительного образования.
Российская конференция этого года была посвящена обсуждению инновационных технологий в современном художественном образовании, а Московский научно-практический семинар – развитию профессиональных компетенций учителей изобразительного искусства. Обсуждались вопросы «Инновационное развитие системы образования и профессиональная компетентность учителя», «Потенциал развития профессиональных компетенций учителя изобразительного искусства в условиях нового информационно-образовательного пространства», «Задачи и цели развития художественного образования в условиях новых требований внедрения ФГОС», «ИКТ-технологии и их роль в развитии профессионализма учителей изобразительного искусства»…
В этом году это мероприятие «Мастерская Б.М. Неменского» стало еще более масштабным. Оно объединилось с работой I Международного форума «Научные школы педагогики искусства в современном образовании», организованного по инициативе Института художественного образования РАО. Деятельность Международного форума была направлена на обобщение исторического и современного опыта в области эстетического воспитания и художественного образования, определению актуальных проблем и перспектив их решения на основе концептуальных идей ведущих научных школ педагогики искусства (А.В. Бакушинского, Д.Б. Кабалевского, Б.М.Неменского и др.).
Заседания Форума, посвященные научной художественно-педагогической школе Б.М.Неменского, проводились в актовом зале Центра непрерывного художественного образования при активном участии коллег из Белоруссии, Украины и многих городов России – Санкт-Петербурга, Саратова, Смоленска, Мордовской республики, Марийской республики и других. Здесь активно обсуждались вопросы теории педагогики искусства Б.Неменского, система дидактических принципов, особые методы обучения и личностного развития обучающихся, принятые и вошедшие в широкую практику образовательных учреждений. Профессор И.Э.Кашекова, д.п.н., зам. директора Института культурологи РАО прочитала доклад: «Методологические основы научной школы Б.М.Неменского». Профессор Е.И.Коротеева, д.п.н. из ИХО РАО рассказывала о педагогических методах обучения изобразительному искусству. Главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор психологических наук, профессор В.Е. Лепский сделал доклад «Роль ведущих школ художественного образования в становлении общества развития». Выступали многие, сколько позволяло время работы. Говорили об опыте работы в московских школах и в различных регионах России, о методах и содержании работы в дошкольных учреждениях, которые сегодня проявляют особенно повышенный интерес к педагогическим технологиям, разработанным в Центре НХО, об опыте модернизации подготовки учителя и появлении качественных изменений в системе подготовки и переподготовки педагогов-художников. Участники отмечали свою причастность общей научной школе, общность целевых установок и открытость системы к развитию, методологическую актуальность в условиях внедрения ФГОС и быстро меняющихся социо культурных условий.
В ходе работы Форума состоялась презентация двух новых, только что опубликованных книг Бориса Михайловича: одна обращена к научной аудитории, другая в большей мере к педагогам практикам.
Особый интерес и активность обсуждения имела тема инновационного содержания педагогики искусства Б.М.Неменского на разных этапах своего развития. Было отмечено, что в период 60-70-х годов Борис Михайлович вместе с организованной им группой сотрудников, произвели настоящую инновационную модернизацию в целях, содержании и методах массового художественного образования. Причем, эта модернизация постепенно коснулась всех участников и профессионалов детского художественного образования, повлияла на все позиции в преподавании искусства. Даже самые яростные противники и традиционалисты, вступая в дискуссию с идеями Б.Неменского, в итоге были вынуждены сильно трансформировать свои методы и программы, ассимилируя в них многие идеи этой инновационной школы. В этот период поиска нового содержания школьного предмета искусства Борис Михайлович активно взаимодействовал, сотрудничал и просто дружил со многими яркими, крупными учеными-гуманитариями того времени, масштаб научной деятельности которых сегодня нам видится особенно значимым и фундаментальным. В его мастерской еженедельно происходили оживленные дискуссии, строились художественно-педагогические проекты, собирались увлеченные, преданные науке и искусству исследователи, которым так хотелось усовершенствовать и перестроить мир. Здесь часто бывали философ Э.В.Ильенков, искусствовед Н.А.Дмитриева, петербургский (тогда ленинградский) философ-эстетик М.С.Каган, многое связывало Б.Неменского с С.Л. Соловейчиком, с М.Н. Скаткиным. Однажды Борис Михайлович возвращался из далекой командировки в поезде вместе с Василием Васильевичем Давыдовым, и они увлеченно проговорили целые сутки, так почти и не спали. Увлеченность, духовное горение, творческий напор, радостнее отношение к своей работе при остро критическом отношении к реальности, переполненность идеями и желанием действовать во имя благо и добра ярко характеризуют деятелей той эпохи. Именно поэтому потенциал их теорий, исследований, проектов и открытий сегодня так востребован и еще далеко не раскрыт. Не случайно именно концепции этой поры стали сегодня методологическими основаниями при разработке ФГОС: системно-деятельный подход, разработанный и продолжающий развиваться в деятельности современных блестящих отечественных мыслителей; и культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер, В.В.Краевский). Михаил Николаевич Скаткин сам признавался Борису Михайловичу, что идея о выделении эмоционально-ценностного компонента в структуре передаваемого новым поколениям социального опыта, родилась него именно в их общих беседах. Методологически художественно-педагогическая система Б.М.Неменского строилась именно на основе и в контексте этих теорий (см. публикации Б.Неменского 70 – 80-х годов). Другое дело, что широкая педагогическая практика не всегда умеет полностью воплотить концепт, это постепенный путь, и сегодня путем введения ФГОС, будем надеяться, определилась его дорожная карта.
Созданное новое содержание и новые педагогические технологии, (а тогда это называлось методикой) в 80-е годы получили распространение по регионам страны. Это был новый инновационный проект, в котором появились совершенно новые требования к профессионализму учителя изобразительного искусства. Соответственно возникли практические задачи переобучения школьных учителей, раскрытия перед ними совершенно новых смыслов и форм работы. Многие-многие педагоги с большим интересом вовлекались в этот процесс, они говорили, что новое содержание отвечает их личным чувствам и профессиональным потребностям в реформировании предмета. Педагогическое осуществление программы в проводилось в очень разных социальных и житейских условиях различных городов и сел, в разных этно-национальных регионах. Это были новые инновационные задачи, сильно отличающиеся от эксперимента, который вели ученые, художники, выдающиеся творческие педагоги. Теперь новое содержание предмета изобразительное искусство проверялось деятельностью массового учителя. И этот период все участники вспоминают с особой радостью. Поездки по стране, семинары в Москве, дискуссии, мастер-классы, анализ педагогического опыта. Как, робко начиная, учителя часто раскрывались как сильные творческие личности, менялось их положение в школе, отношения с учениками, родителями, коллегами. Личностно раскрывались их ученики, новое содержание предмета вносило в школу добрый праздник и часто помогало решить серьезные нравственные, духовные, социальные проблемы, причем иногда в более широком, чем школа, кругу межличностных отношений.
Девяностые годы принесли совершенно новые условия, новые проблемы, но и новые возможности. В 1994 году решением Департамента образования города Москвы был создан Центр непрерывного художественного образования под руководством Б.М Неменского. Вначале Центр был филиалом МИОО, а затем он приобрел самостоятельность, хотя все равно всегда остается в связке и разно форматном взаимодействии с Московским институтом открытого образования. Становление деятельности Центра НХО это новый инновационный проект в новых реалиях общественной жизни. Появление вариативности образования, многообразия подходов к обучению, разнообразия образовательных учреждений, профильных классов и авторских школ, в отличии, от строгой моно программы советского периода, а более всего, трансформация и слом идеалов, и многое другое, все эти принципиальные и проблемные изменения жизни, требовали от сотрудников Центра НХО рефлексии, анализа и выбора установок на развитие. Стояли задачи разработать образовательные программы для разных категорий слушателей курсов повышения квалификации и найти способы повлиять на доставшееся в наследство, плачевное состояние предметов искусства. В московских школах по-прежнему было очень мало специалистов по изобразительному искусству. Поэтому, определившиеся к этому времени направления художественной педагогики, враждующие на узкой дороге единственно правильной программы, теперь заняли правильную позицию взаимодействия во имя развития школьного предмета. Взаимодействие было в дискуссиях, в строгом критическом отношении друг к другу, но это помогло за общим столом создавать содержание государственных стандартов преподавания в школе образовательной области «Искусство», а также, стандарты подготовки учителей – специалистов.
В отличие от многих других предметов, новое содержание предмета изобразительное искусство в Государственном стандарте общей школы было сильным модернизационным прорывом. Это был документ, принципиально изменивший содержание предмета по отношению к старым моделям, изменившим содержание и цели обучения, требования к навыкам и знаниям, сделал этот предмет современным, и соответствующим представлениям нового времени. Содержание государственного стандарта по изобразительному искусству удалось построить так, что оно отвечало задачам всех направлений в преподавании предмета, и при этом позволяло каждому из этих направлений сохранять и развивать свои позиции.
Критические дискуссии в художественной педагогике того времени способствовали также внимательному отношению к качеству учебников, которые к началу нового века стали разрабатывать все три направления. При чем в отличие от других дисциплин, у этого предмета традиций в создании учебников общей школы не было, поэтому они были действительно новаторскими.
Сотрудниками Центра НХО была создана линия учебников изобразительного искусства под научным руководством и редакцией Б.М.Неменского. В работе над учебниками содержание предмета снова сильно модернизировалось. Это естественно, так как заново в новом времени подробно пересматривалась каждая деталь системы. При этом анализировался новый опыт и наших отечественных коллег и зарубежных, изучались все современные учебники, систематизировались различные подходы и взгляды в педагогике массовой школы, в специальном и дополнительном детском образовании, в педагогике высшей школы. При этом, с одной стороны, крепли, отрабатывались и углублялись свои философские и методологические основания, с другой стороны, много нового вносилось в темы и технологии обучения, формы заданий, формы сотрудничества учителя и учеников. Другое дело, что учителя еще далеко не всегда способны внести в учебный процесс весь потенциал учебников, они написаны как бы «на вырост». Для полноты воплощения требуется не столько увеличение времени и количества уроков, сколько повышение профессиональной компетентности учителя. Хотя каждая представленная в учебниках тема, сохраняя целостность, может рассматриваться в период одного урока, а может быть представлена в качестве проекта на серию занятий и в качестве различных форм внеурочной деятельности. Поэтому учитель, опираясь на учебник, обладает значительной свободой в авторском творческом построении занятий. Но учебник определяет поступательную логику образовательного продвижения, а главное смысловые цели учебного процесса.
Учебники переработаны в соответствие с ФГОС. Для этого пока не требовалась глобальная переделка, так как основные идеи новых стандартов с самого начала как раз и были основой построения учебного материала. Учебники позволяют работать на разном уровне, в них заложен принцип вариативности, творческой свободы учителя не только в выборе заданий, но и в вариативности тематического планирования в соответствие с реалиями в которых осуществляется образовательный процесс. Учитель получает практически неограниченные возможности построения проектной деятельности, организации коллективной работы учащихся, оказания поддержки в самостоятельных исследованиях и творческих воплощениях школьников. А для ученика учебник является тем структурным компасом, указателем на смыслы, связи и цели учебной работы без которого можно заблудиться в бесконечном хаосе множества знаний.
В Центр непрерывного художественного образования на курсы повышения квалификации приходят очень разные категории педагогов с различными образовательными потребностями. И в ответ им сотрудники ЦНХО разрабатывают различные учебные программы курсов повышения квалификации. Очень часто со стороны не представляют сколь это широкое пространство, которое принято в русском языке называть изобразительным искусством. Но сюда входит и ничего не изображающая архитектура, и множество видов дизайна – графического, предметного, дизайна среды, интерьера, костюма…, и область фольклорного, этно-национального искусства. Важнейшей задачей является развитие зрительских умений в восприятии произведений искусства различных эпох и направлений, ориентация в истории художественного процесса, не менее актуальны проблемы современного искусства, компьютерная графика, анимация, видео и фотография и другие виды экранных искусств. А в основе лежат общие для всех видов визуально-пространственных искусств основы изобразительного языка, общие для всех видов деятельности художников. Борису Михайловичу удалось соединить все это многообразие в стройную систему последовательного изучения на основе социальных функций разных видов искусства. В центре внимания всегда жизненное значение, то, что значимо для каждого человека в условиях современной реальности, то, что организует в очень значительной мере наше восприятие мира, наше отношение к окружению и друг другу, служит управлению нами и нашим возможностям самоопределения. Понимание системой образования роли пространственно-визуальных искусств, это лишь вопрос времени.
Искусству нельзя или не верно учить теоретически, подлинное понимание, можно обрести только в личном действии, в практической творческой деятельности с художественными материалами. И учителям на курсах повышения квалификации необходимы кроме обычных аудиторий условия художественных мастерских. Очень важно, чтобы учитель изобразительного искусства чувствовал себя действующим художником. Для этого предлагаются самые разные формы обучения: мастерские живописи, графики, дизайна, выездные пленэры, художественные выставки творческих работ педагогов искусства. В кабинете Бориса Михайловича регулярно идут дискуссии, неторопливые раздумчивые разговоры или, наоборот, активные эмоциональные обсуждения событий художественной и педагогической жизни. Собираются в кабинете директора за большим овальным столом то клуб молодых специалистов, то окружные методисты, то группы учителей, которые хотят подумать вместе с ним о своих трудностях или поделиться успехами. Очень удачной оказалась идея Бориса Михайловича организовать музей педагогических коллекций. Не просто набор лучших рисунков талантливых детей, а собирать фонды, раскрывающие методы работы талантливых педагогов через последовательное выполнение учащимися заданий. Такое собрание сохраняет поиски и опыт ярких учителей и приобретает большое методическое значение. Требования Неменского к профессиональной организации художественного выставочного зала, также играют ключевую роль в системе повышения квалификации и развитии художественного образования. Каждый месяц в Центре НХО проводится очередная художественная выставка, имеющая образовательные задачи. Выставки всегда сопровождают торжественные открытия, специально организованные экскурсии, обучающие семинары и соответствующие тематике встречи. Например, сейчас в Центре НХО экспонируется международная выставка детского рисунка из художественной галереи города Битола Республики Македония. Небольшой городок имеет большую историю, это место жизни и правления Филиппа II, отца Александра Македонского. Здесь сохранились прекрасные античные памятники, средневековые улочки, византийские храмы и чудесная горная природа. Благодаря македонским энтузиастам там ежегодно проводится международный пленэр, на который из многих стран Европы, Азии и Америки приезжают наиболее яркие и увлеченные педагоги со своими учениками и проводят тематический конкурс пленэрных работ. Ежегодно приезжают туда и наши педагоги-художники с учениками. И нам есть, чем гордиться, наши ребята всегда оказываются среди медалистов, и часто завоевывают первые места. За эти годы сформировалось международное сообщество педагогов-художников. Это дает возможность не только интересных и разнообразных поездок, но и видение методов художественного образования разных стран. Сегодня в рамках проекта «Искусство добрых отношений» Центр НХО ведет широкую международную деятельность, в результате которой очевидно, что работы учащихся лучших педагогов Москвы имеют высокий международный уровень. Этому способствует также система конкурсов, который организует и проводит многие годы Центр НХО среди учащихся московских школ.
В Центре непрерывного художественного образования, который стремится поднять уровень и значение предметов художественного цикла и, более всего, изобразительного искусства в образовательных учреждениях Москвы, создана по-настоящему художественная образовательная среда, особая атмосфера, тепло и побудительную силу которой отмечают практически все пришедшие сюда учиться и работать. И первая заслуга в этом его руководителя.
Б.М.Неменский большой российский художник, создавший многие хрестоматийно известные полотна, ставшие классикой отечественной живописи, такие как «Мать», «О далеких и близких», «Сестры наши», «Земля опаленная», «Безымянная высота»… Его произведения хранятся в крупнейших музеях – в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в фондах многих музеев России и бывших советских республик, в коллекциях различных стран мира – Франции, Японии, Болгарии, Финляндии, Германии, Англии и др. Одним из итогов его фронтовой юности стало глубокое чувство причастности к судьбе своей страны. Ныне вышел его новый альбом «Художник на фронте» с текстом автора богато иллюстрированный репродукциями его фронтовых работ от 1942-1945 г., работ сделанных во время взятия Берлина на его горящих улицах.
Вера в непреходящие духовные силы человека стала характерной чертой искусства Бориса Неменского. Тема войны в его картинах никогда не была связана с батальными сценами, а посвящена проникновенному размышлению о человеке на войне. С годами творчество Неменского обрело философичность и он стал известен как художник станковой картины со сложным драматическим содержанием, и, в тоже время, как очень лиричный художник со светлым и трепетным взглядом на мир. В его творчестве заметное место занимают темы детства, отцовства, женской судьбы. Художнику часто удается возвысить повседневный факт человеческого бытия до уровня глубокого философского обобщения.
Редким для художников и необычным является то, что известный на всю страну мастер – академик живописи, стал отдавать много творческого времени работе с учителями общеобразовательных школ, экспериментированию и проведению в жизнь новых по содержанию программ и методов преподавания искусства детям. Он считает, что именно его фронтовой опыт, опыт солдата-художника привел к такому решению, чувство общего дела, общей мечты, чувство родства окружающим людям, желание и надежда вносить человечность воспитанием чувств и развитием эмоционально- нравственного опыта растущего человека.
Достаточно редкая для традиций нашего искусства тема отцовства, постоянно присутствует в творчестве Б. Неменского. Он по-разному решает ее. Большой сильный мужчина и прильнувшая к его плечу маленькая девочка в простом светлом платьице, похожая на сказочную принцессу – бесценное сокровище, которое несет отец, преодолевая путь – сюжет картины «В пути» Галерея «Гекоссо» в Токио. Картины «Мир тревожен» (ГТГ), «Отец и дочь» (ИРИ)… На афишу – визитную карточку Юбилейной своей выставки, Борис Неменский взял фрагмент своей картины «Солдаты-отцы» (ГМИИ РТ). В этом произведении, художник как это часто ему свойственно, объединил впечатления и переживания конкретного жизненного факта с размышлениями, которые в окончательной композиции картины превращаются в многозначную визуальную метафору, обретают философский смысл, но остаются чувственно осязаемыми и потому, вызывающими ответные сопереживания зрителя. Солдаты окружили маленькую еле живую девочку, спасенную ими в развалинах города, превращенного боями в мертвую зону. Девочка — беззащитное существо — маленький фитилек тепла согревает и как бы озаряет светом этих усталых, загрубелых мужчин. Их лица, характеры – все имеет смысл. Среди них юноша – с удивлением и волнением потянувшийся к ребенку. В значительной мере это автопортрет, ведь автор во время войны был именно таким.
Тема переживания человеком своего детства и своей юности, как особого ценностного опыта, который необходимо сберечь, пронести в себе через всю жизнь – тоже сквозная тема изобразительного творчества Б.Неменского. Умение вглядываться в своих учеников, внимательный интерес к драматургии становления их личностей с особой выразительностью проявился в цикле живописных портретов своих студентов «Поколение» (ГТГ). Педагогическая деятельность по воспитанию художников занимает большое место в жизни Б.М.Неменского. Им подготовлены многие известные художники — лауреаты престижных премий, народные и заслуженные художники России, а также известные в своих странах художники зарубежья. И все же наибольшее внимание Борис Михайлович считает необходимым уделять общей школе – основе культурного потенциала страны. И работа с учителями искусства в Центре непрерывного художественного образования представляется ему делом наиважнейшим. Центр ведет большую работу, здесь собран замечательный, талантливый, преданный делу коллектив, где каждый самоценен, где яркое проявление личного потенциала каждого сотрудника является основанием успеха. В руководстве Центром Б.М.Неменский придерживается лидерской модели управления, которая предполагает умение руководителя вести к стратегически поставленным целям, опираясь на сотрудничество, инициативу и ответственность членов коллектива.
Опыт художественно-педагогической деятельности Б.М. Неменского охватывает во времени более полувека, а географические масштабы выходят за пределы России и пространства СНГ. Художник стремится, чтобы искусство заняло достойное место в становлении личности каждого ребёнка, а в учителе формировало качества творческого художника, способного нести ответственность за развитие традиций отечественной культуры. Б.М. Неменский стал организатором широкого учительского движения, главой художественно-педагогической школы. Система Б.М. Неменского имеет по стране огромное число последователей, принята в тысячах школ России.

СТАТЬЯ На пересечении искусства и педагогики: 1 комментарий

  1. Я очень интересуюсь этим направлением, я студент ГБОУСПО Педагогического колледжа №14, если есть возможность посещать ваши семинары или конференции безплатно, я сочту за честь узнать много нового и применить в практике.

Добавить комментарий для Егор Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.