Из истории становления эксперимента по программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»,
разработанной под руководством Б.М. Неменского
 
Начиная с 1970-х годов, Б.М. Неменский становится во главе группы ученых, занимающихся разработками научной концепции художественного образования в нашей стране. Этой группой были разработаны принципы и создан первый вариант экспериментальной программы Союза художников СССР и НИИ художественного воспитания АПН СССР, по которой осуществлялась экспериментальная проверка содержания предмета изобразительного искусства.
 
Однако задачи раскрытия возможностей искусства в духовном эмоционально-нравственном формировании личности этот вариант программы не выявлял в полном объеме и на задуманном уровне, что привело к поискам принципиально иных путей раскрытия содержания программы изобразительного искусства, путей, открывающих новые возможности для передачи именно духовного, эмоционально-нравственного, ценностно-ориентационного содержания искусства.
 
Многолетняя работа большой группы деятелей культуры, ученых и педагогов над созданием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» вскрыла богатейший пласт разнообразных подходов к идее художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами искусства.
 
Все это привело к созданию в 1974 году уже расширенной проблемной группы (ученых и педагогов), которой руководил Борис Михайлович Неменский. Совместными усилиями были продолжены поиски путей решения этих сложных проблем. Впервые в нашей стране была создана стройная система художественного образования и эстетического воспитания, а также разработана программа для общеобразовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд», которая прошла длительный путь экспериментальной проверки в педагогической практике в школах страны. В условиях государственного эксперимента создавалась конструкция программы, отрабатывались ее принципы и задачи.
 
Начиная с 1970-х годов, под научным руководством Б.М. Неменского проходил эксперимент по апробации и внедрению в педагогическую практику новых прогрессивных идей, которые вошли в содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Именно разработка всего спектра проблем в соотнесении «учитель — ученик — программа» определяла направленность всей экспериментальной работы. Развивая и совершенствуя содержание, методику преподавания, учителя-экспериментаторы, научные руководители осуществляли различные этапы эксперимента. В эксперименте принимали участие художники, философы, психологи, режиссеры, писатели, ученые, педагоги — все они вносили свою лепту в разработку программы, концептуальных подходов и методику преподавания искусства.
 
С 1972 года велась апробация этой программы сначала в 25 школах СССР, а с 1981 года начали проводить эти уроки как углубление эксперимента, в школах Российской Федерации, где испытывались и оттачивались методы, совершенствовалось содержание программы каждого года обучения, каждой учебной четверти, каждого урока, проверялось на практике соответствие поставленных целей, принципов программы и конкретных задач уроков, их триединство и взаимосвязь с конкретными темами уроков и линиями «сквозного» художественного развития учащихся «по вертикалям» с 1-го по выпускной класс.
 
Приоритетными задачами в художественно-эстетическом развитии детей выявились следующие:
 
1.Искусство как духовная культура, как опыт отношений, т.е. эмоционально-нравственное оценочное суждение жизненных явлений (отношений к природе, человеку, обществу).
 
2.Искусство как опыт творчества, т.е. формирование художественно-творческой активности учащихся, их творческой способности, ассоциативного мышления и фантазии как основы создания художественного образа.
 
3.Искусство как языковый опыт, т.е. художественно-образный строй искусства: линия, цвет, объем, пространство, ритм, композиция и т.д., при помощи которых ученик может адекватно не только понимать, но и выражать свое отношение к любому виду искусства.
 
Эти конкретные задачи ставились педагогами на каждом конкретном уроке в соотнесении с доминирующими видами художественной деятельности: изобразительной, декоративной или конструктивной, проявляющимися через разнообразие видов искусств.
 
С 1975 года этот огромный массив экспериментально-инновационной деятельности взяли на свои плечи одни из лучших учителей изобразительного искусства нашей страны. Вот эти имена:
 
г. Москва:
шк. № 38 — Л.Г.Бурмистрова; шк. № 118 — А.И. Кузнецов; шк № 161— М.К. Авдеева; шк. № 209 — М.М. Аникеев, Л.Г. Козяпина; шк. № 270 — Н.В. Гросул; шк. № 624 — М.Т. Ломоносова; шк. № 625 — Е.И.Кочеткова; шк. № 62 — Е.И. Коротеева; шк. № 897 — H.Н.Мартынова; шк. № 928 — А.Г. Толкачев;
 
Московская область:
с.Ново-Петровское — И.П. Бескоровайный; с.Горки Ленинские (школа памяти В.И. Ленина) — М.С. Горюшкина;
с. Страхово (Тульская обл.): — И.И. Грамолина;
г. Казань (Татарстан): шк. № 110 — А.А. Чучев, Н.М. Аксенова;
г. Хабаровск: шк. № 16 — Е.Ф. Нанасенко; шк. № 30 — Г.С. Каринский;
г. Магнитогорск: шк-инт. № 4 — Г.З. Волосатов; шк. № 4 — З.М. Миночкина;
г. Горький: шк. № 37 — Ю.П. Гаранин;
г. Городец (Горьковская область): шк. № 2 — П.М. Переверзев;
г. Санкт-Петербург:
шк. № 5 — Е.П. Волкова; шк. № 181— Г.М. Рогова; шк. № 258 —В.В.Морозенко; шк. № 420 — Л.П. Бакшинова;
пос. Нюрба (Якутия – Саха): шк. № 3 — А.И. Григорьев;
г. Ташкент — Б.В. Пионтик;
г.Вильнюс — К.В. Дитмар;
г. Ижевск: — Г.Н. Коновалова.
 
В 1985-87 учебных годах кабинет изобразительного искусства ЦИУУ совместно с проблемной группой изобразительного искусства НИИ школ МП РСФСР и НИИ художественного воспитания АПН СССР завершил наблюдение за ходом эксперимента по программе в 1-6 классах и начал расширенную проверку в республиках и областях России. Это были опорные экспериментальные базы, где были созданы условия и подготовлены учителя ИЗО: Татарская АССР, Московская, Ростовская, Челябинская области, Хабаровский край, г. Москва, Ленинград, Пенза, Тюмень, Новокузнецк, Калуга.
 
Опытно-экспериментальная работа была организована учителями в 239 школах, с охватом 17278 учащихся начальных классов и 4045 учащихся 5-7 классов. Среди учителей ИЗО были выпускники художественно-графических факультетов пединститутов, учителя начальных классов, учителя истории, литературы.
 
По содержанию данная программа изобразительного искусства была прочно связана с программами по музыке Д.Б. Кабалевского, МХК Л.М. Предтеченской. Близка она с ними по методам освоения содержания предмета, идущим от самого искусства: эмоционально-личностной включенностью ученика и учителя в драматургию педагогического процесса, организацией духовных переживаний, связанных с восприятием искусства, осознанием его духовных связей с жизнью и практической включенностью детей в творческий процесс.
 
С 1989 года, когда программа была принята на коллегии МП РСФСР как государственная, началось широкое внедрение ее во многих школах страны. Количество школ исчислялось десятками тысяч. Произошел качественный скачок в методике преподавания по программе, учительство сплотилось вокруг идей Б.М. Неменского.
 
С 1993 года все новые учителя принимают активное участие в освоении программы и ее концептуальных основ. Это учителя Москвы, которые по воле случая принимали участие в Российском эксперименте. Сейчас эти «звездочки» стали заслуженными учителями России, ведут неустанно свою методическую и педагогическую работу с вновь пришедшими учителями, но уже в Центре непрерывного художественного образования.
 
Российской эксперимент требовал выдержки, терпения, уверенности, глубоких знаний и энтузиазма. Он не состоялся бы без «звездочек» — учителей «первопроходцев», посвятивших свою педагогическую жизнь воплощению идей нашего Учителя, художника и ученого — Неменского Бориса Михайловича. Их уроки давали неоценимый материал по постоянному обновлению содержания программы и были настоящей школой гражданственности, школой подлинного учительского творчества — «труда мысли, разума, души». Всех имен учителей, посвятивших себя делу внедрения программы в жизнь, невозможно назвать. По всей России от них зажглось множество очагов развития художественной культуры, свет которых освещает путь учительству страны по сей день,
 
Огромное значение в реализации идей программы сыграла правильно выбранная Б.М.Неменским форма общения с учителями-экспериментаторами. Она строилась на основе равноправного коллективного творчества и постоянной обратной связи. Творческий поиск ученых и возникающие новые проблемы требовали целенаправленной работы и со стороны учителей-экспериментаторов, которые собирали, анализировали и предоставляли материалы наблюдений и детские работы с уроков. На общих встречах, на семинарах в СХ СССР, в АПН, в НИИ ХВ АПН СССР, в ЦИУУ, в ЦНХО с учеными — педагоги рассказывали об особенностях восприятия школьниками конкретного материала программы, показывали результаты практической творческой работы с детьми и обменивались новыми идеями и находками.
 
Сегодня программа «Изобразительное искусство и художественный труд» преподается в тысячах школ России, ее идеями продолжают интересоваться не только в республиках и странах СНГ, но и за рубежом. Свидетельством этому являются постоянные встречи с учителями искусства, учеными, деятелями культуры и искусства в Центре НХО как центре передовой художественно-педагогической мысли. Здесь зарождаются и апробируются в практике подготовки, переподготовки и повышении квалификации прогрессивные методики, создаются новые учебники, выпускается научно-методическая литература и все это востребовано педагогами искусства в конкретных условиях преподавания в школах.
 
Ломоносова М.Т.,
Зав. Лабораторией художественно-педагогического мастерства Центра НХО,
Заслуженный учитель РФ,
Лауреат премии Президента России в области образования