ПОЛОЖЕНИЕ
О МОСКОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТОВ
2016-17 уч. год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ФОТОГРАФИЯ
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА
1. Общие положения
Цель конкурса выставочных проектов – расширение сферы проектной художественной деятельности школьников и педагогов, повышение культуры экспонирования детских творческих работ, развитие художественного вкуса учителей и учащихся, повышение интереса к выставочным экспозициям как итогу художественной деятельности, воспитание умения планировать выставки различного содержания в классе, школе, выставочном зале, грамотно оформлять работы, составлять аннотации к экспозициям, проводить визуальные презентации.
Совершенно очевидно, что в работе над созданием выставочного проекта (экспозиции) особую роль приобретает руководящая и направляющая деятельность учителя, его умение поставить задачи, настроить участников на творческий поиск, приводящий к результату, объединяющему индивидуальные работы в общую тематическую экспозицию, демонстрирующую художественные возможности данного творческого коллектива и каждого его участника, включая, разумеется, и педагога.
Конкурс выставочных проектов — это новая, экспериментальная форма художественных состязаний, направленная прежде всего на развитие педагогического мастерства учителя изобразительного искусства, его мотивации к художественной проектной деятельности и умения создавать выставочные экспозиции разной направленности и тематики.
Выставочный проект представляет собой продуманную сформированную коллекцию творческих работ, выражающую определенную содержательную концепцию предложенной темы и объединенную единой экспозиционной и художественной идеей. Проект также может представлять из себя одно коллективное произведение, выполненное несколькими участниками.
Актуальность конкурса выставочных проектов: Организация выставок работ учащихся, создание различных экспозиций является для учителя изобразительного искусства особой педагогической задачей. Проведение выставки, в частности, наглядно демонстрирует связь искусства с жизнью; организует общение юных художников друг с другом и со зрителями, повышает мотивацию к занятиям искусством.
Современный образовательный процесс должен включать в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирование умения демонстрировать продукты творческой деятельности, выражать содержание через подбор иллюстративного материала и его композицию (оформление выставочного стенда, витрины, организация экспозиционного пространства). Конкурс выставочных проектов – это шаг к решению данных проблем художественного образования.
Сегодня все течение художественной жизни требует более широкого эстетического развития подрастающего поколения. Искусство современного мира сложно, оно все чаще перестает выступать в канонически чистых формах и включает в себя одновременно множество образных языков, видов, стилей. Расширение эстетического пространства, в которое сегодня вовлечен человек, соответственно требует расширения его культурно-образовательного опыта для адаптации не только в мире классического искусства, но и в мире современного декоративного искусства, фотографии и видео, архитектуры и дизайна, компьютерной графики и рекламы.
В номинации конкурса включены наряду с живописью и графикой, другие виды визуально-пространственных искусств – скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография, архитектура, дизайн, а также экспериментальные формы визуального творчества (компьютерная графика, коллажи, инсталляции, компьютерные презентации, рекламные проспекты).
Новизна конкурса выставочных проектови его отличие от многочисленных конкурсов детского творчества заключается в том, что коллектив во главе с педагогом представляет на суд жюри (и зрителей) не просто несколько лучших работ на заданную тему, а продуманную, самостоятельно скомпонованную и оформленную экспозицию работ, сделанных в различных видах пространственных искусств. Экспозиция сопровождается информацией об авторах проекта и аннотацией, в которой поясняется замысел и раскрывается концепция данного выставочного проекта. Тем самым моделируется процесс работы по созданию экспозиции, которую обычно проводят профессиональные искусствоведы и кураторы выставок, и дети имеют возможность оценить подготовку выставки как особый вид творческой деятельности. Кроме того, ребята более осознанно и глубоко подходят к раскрытию содержания предложенной темы. Перед началом работы над проектом предполагается осмысление педагогом совместно с детьми тематики предстоящей выставки, выбор внутри широкой темы более конкретной проблематики, содержание которой интересно и доступно всем участникам. В процессе работы проходят обсуждения, дети учатся общаться, коллективно творить.
Конкурс расширяет спектр задач, традиционно присущих подобным мероприятиям (развитие интереса школьников к искусству, поиск и поддержка одаренных детей), в направлении активизации продуктивной художественной творческой деятельности, ее коллективных форм работы, социализации учащихся, понимания роли искусства в жизни человека.
Основные задачи конкурса:
— Повышение авторитета и роли предмета «Изобразительное искусство» в школе.
— Выявление и поддержка творческих коллективов, талантливых педагогов искусства, художественно одаренных детей.
— Поддержка творческих инициатив и обмен опытом в области художественного образования.
— Развитие системы работы с одаренными и мотивированными на занятия искусством, детьми.
— Активизация продуктивной художественной творческой деятельности учащихся, коллективных форм работы, понимания роли искусства в жизни человека.
— Повышение интереса школьников к художественной деятельности, воспитание их художественного вкуса.
— Развитие художественного мышления и воображения. Воспитание умения создавать выставочные экспозиции в классе, школе, выставочном
зале; грамотно оформлять работы на выставку, составлять аннотации к экспозиции, проводить экскурсии и презентации выставок; осуществлять выставочные проекты от замысла до воплощения.
Организатор конкурса:
Центр непрерывного художественного образования
ГАОУ ВО Московский институт открытого образования
Мероприятие проводится в рамках выполнения государственного задания Департамента образования города Москвы и входит в Перечень конкурсных мероприятий, рекомендуемых Департаментом образования города Москвы на 2016-2017 учебный год
http://dogm.mos.ru/guidelines/documents/4248367/ (номер в Перечне №147)
Организатор обеспечивает:
— равные условия для всех участников конкурса;
— информационную поддержку конкурса;
— проведение конкурса, просмотр и оценку работ участников конкурса;
— награждение победителей конкурса и их педагогов.
Председатель жюри конкурса:
Неменский Борис Михайлович — директор Центра НХО,
народный художник России, академик РАО и РАХ,
лауреат Государственных премий, профессор
Председатель оргкомитета
Волков Александр Евгеньевич –руководитель художественно-ресурсного сектора ЦНХО МИОО, член Международного Союза педагогов-художников
Руководитель проекта, координатор конкурса
Председатель предметно-методической комиссии:
Мухина Татьяна Александровна – аналитик художественно-ресурсного сектора Центра НХО МИОО,
член Международного Союза педагогов-художников
контактный тел.8-903-242-48-31
Информационное обеспечение на сайте ЦНХО и в соцсети Интернет, работа по подготовке каталогов конкурса
Бритова Елена Александровна –аналитик художественно-ресурсного сектора Центра НХО МИОО,
член Международного союза педагогов-художников
Контактный телефон: 8(903) 669-54-23
e-mail Конкурса: cnho-konkurs@yandex.ru
Адрес страницы Конкурса в сети ФБ:
Условия проведения конкурса
Участники конкурса
Участником конкурса может быть любой творческий коллектив образовательного учреждения, студии, кружка под руководством педагога. Возраст участников выставочных проектов от 6 до 17 лет (1 — 11 класс).
Номинации конкурса:
« Живопись»
(гуашь, акварель, темпера, масло)
«Графика»
(рисунок, восковка, гравюра)
«Скульптура»
(мелкая пластика, бумагопластика)
«Фотография»
(художественные фотосессии, репортажи)
«Декоративно-прикладное искусство»
(керамика, батик, ткачество, лоскутная пластика, куклы, роспись)
«Архитектура»
(макеты)
«Дизайн»
(макеты, художественные изделия)
«Экспериментальное художественное творчество»
(компьютерный дизайн, инсталляции, коллективные панно-коллажи, рекламные проспекты,журналы, книги т.п.)
Общая тема конкурса выставочных проектов: «МИР ВОКРУГ НАС».
Тема предполагает широкую и разнообразную жанровую и содержательную трактовку.
Каждый творческий коллектив готовит серию художественных работ (3-10 произведений), объединенных в выставочную экспозицию (выставочный проект). Подборка работ должна быть подчинена единой содержательной концепции, отвечать заданной тематике выставки и демонстрировать творческие возможности данного коллектива.
Проект также может представлять из себя одно коллективное произведение, выполненное под руководством педагога (например, панно, макет, фотоколлаж, инсталляция).
Педагог имеет возможность наряду с коллективными проектами представить индивидуальный проект, состоящий из произведений одного автора.
Проект может быть выполнен в любом виде изобразительного, декоративного, конструктивного искусства. Художественные материалы, техника исполнения и формат работ по желанию участников.
Конкурсные работы оцениваются в соответствии с определенными требованиями:
— осмысленный выбор темы выставочного проекта, раскрытие содержания темы художественными средствами;
— наблюдательность автора, оригинальность и самостоятельность творческого решения;
— осознанный выбор и использование выразительных и технических возможностей художественных материалов, мастерство выполнения работы;
— образная выразительность работ;
— экспозиционное решение выставочного проекта;
— грамотное оформление выставочного проекта, его презентация и информационное сопровождение.
Организаторы конкурса оставляют за собой право на экспонирование, публикацию (в том числе в сети Интернет), использование целиком или фрагментарно в объектах рекламы, печатной продукции и пр. творческих работ, предоставленных на конкурс. Организаторы конкурса имеют право на обработку персональных данных участников (публикацию списков победителей, издание дипломов, каталогов, афиш, буклетов и т.д.).
Предоставление творческих работ на конкурс означает автоматическое согласие автора работы и его официального представителя с условиями конкурса и с правом организатора на обработку персональных данных.
Порядок проведения конкурса Конкурс проходит в два тура.
Первый тур конкурса начинается 10 ноября 2016 года в формепредставления электронных версий проектов со следующим набором данных:
-
Авторское название выставочного проекта; образовательное учреждение (полное и сокращенное название), творческий коллектив (класса, студии, кружка и т.п.), педагог — руководитель проекта (ФИО полностью), участники проекта, контактные телефоны педагога,e-mail;
-
каталожные данные (этикетки) на каждую работу;
-
информация о школе и творческом коллективе, педагоге-руководителе;
-
аннотация к проекту.
-
репродукции (фотографии) каждой отдельной работы (формат JPEG) с указанием под фотографией фамилии и имени автора, класса, школы, ФИО педагога (для коллективных панно, макетов – с указанием школы, ФИО педагога);
! Образец и форму заполнения данных на выставочный проект см. в Приложении
Электронные версии выставочных проектов нужно отправить в Центр НХО до 30 декабря 2016 г. по e-mail: cnho-konkurs@yandex.ruВ письме в строке «Тема», просьба — указать ФИО педагога, образовательное учреждение, название проекта. Если образовательное учреждение представляет несколько выставочных проектов, данные на каждый проект присылаются в отдельных письмах.
На данном этапе Оргкомитет и Предметно-методическая комиссия проводит консультации (в том числе дистанционные) для участников конкурса.
С 20 января по 28 февраля 2017 года Предметно-методическая комиссия просматривает электронные версии выставочных проектов и отбирает проекты-номинанты для публикации в Интернет-галерее на странице Конкурса в ФБ и дальнейшего экспонирования на итоговой выставке в ЦНХО.
Второй тур конкурса проводится в Центре НХО в марте. Проекты-номинанты просматривает авторитетное независимое жюри, которое определяет проекты-победители в различных номинациях.
Итоговые заседания жюри состоятся 13 (пн.) и 14 (вт.) марта 2017 года.
Победителем считается педагог – руководитель выставочного проекта.
Победителем считается авторский коллектив (или автор индивидуального проекта) во главе с педагогом.
Работы, прошедшие на выставку, участники оформляют сами. Живописные и графические работы оформляются в рамы с оргстеклом (возможно оформление работ на паспарту из плотной бумаги, размеры паспарту: 50х70, 40х50, 40х60. Выставочный зал ЦНХО может предоставить рамы для экспонирования ваших работ на выставке); для скульптурных, декоративных, дизайнерских работ необходимо предусмотреть приспособления для экспонирования (подставки, крепления и т.п.).
Каждая работа в экспозиции должна быть разборчиво подписана с обратной стороны (можно приклеить этикетку). Этикетку также необходимо приложить к каждой работе.
В этикетке должно быть указано следующее:
Выставочный проект «название». Авторское название работы. Художественные материалы. Фамилия, имя автора (полностью). Возраст, класс. Школа. Учебный округ. Фамилия, имя, отчество педагога.
К выставочному проекту прилагается (в распечатанном виде): — Заявка от ОУ, в которой указывается перечень выставочных проектов, прошедших на итоговую выставку; ФИО руководителей проектов, контактные телефоны, e-mail ОУ. (Заявка должна быть на бланке ОУ). — Каталог работ, прошедших на итоговую выставку— Страница (А4): информация о коллективе (для индивидуального проекта – о его авторе), — Страница (А4): аннотация к проекту
Участниками выставки также готовится компьютерная презентация проекта (1 страница на проект) для общей Интернет-выставки на сайте ЦНХО. Формат презентации см. на сайте ЦНХО. В презентации указывается название проекта, образовательное учреждение, творческий коллектив, руководитель проекта. Каждая работа в проекте должна быть подписана (этикетка).
Открытие Итоговой выставки лучших проектов планируется 23 марта 2017г. в выставочном зале Центра НХО. На итоговой выставке проводятся презентации выставочных проектов и их обсуждения, мастер-классы с применением оригинальных технологий изобразительного, декоративного и конструктивного творчества.
Награждение победителей конкурса
По результатам конкурса победителям присуждаются специальные дипломы.
Дипломом награждается творческий коллектив (или автор индивидуального проекта) во главе с педагогом. Дипломом награждается педагог — руководитель выставочного проекта.
Фестиваль награждения победителей Конкурса планируется 13 апреля 2017 г.
в выставочном зале ЦНХО.
Проекты, победившие на конкурсе, будут представлены в электронном каталоге и Интернет-выставке на сайте ЦНХО: www.cnho.ru