Добрый день, Борис Михайлович! Какой вектор для развития необходимо выбрать в детской худодественной школе кроме проектной деятельности?
Здравствуйте, уважаемый Борис Михайлович. Мне интересно ваше видение развития такого школьного предмета как Изобразительное искусство в связи с ростом технологий. Видите ли вы сочетание школьного предмета Изобразительное искусство с каким-либо ещё? Как .Литература и Русский язык. Спасибо.
Уважаемый Борис Михайлович, чтобы вы посоветовали молодым преподавателям (по живописи) в детской школе искусств. Какой взять курс, чтобы внести посильный вклад в развитии искусства в образовании.
Борис Михайлович,как вы считаете, итоговая четвертная работа- это тесты или все-таки творческая работа?
Актуальны ли в современной программе ФГТ -интегрированные уроки
конкретно интеграция противоположностей —
музыка и живопись
технология на отделении изо и теоретические музыкальные дисциплины
меня занимают бинарные уроки в школах искусств
но к сожалению, я так мало вижу откликов по этой теме.
Как Вы относитесь к насождению компьютерными технологиями уроков ИЗО, использованию графических программ вместо творческой работы с использованием красок, графических материалов, пластилина и т.д.?
Как Вы считаете, какую социальную нагрузку несет ИЗО?
Удивительно верный вопрос – главный.
Беда учебного предмета ИЗО именно в том, что ни руководство школ, ни педагогические коллективы, а часто и сами учителя преподающие искусство и, тем более родители, не понимают социальной роли не просто учебного предмета ИЗО, но вообще роль, так называемых Изобразительных искусств в жизни общества. И это – главная проблема.
Во первых – само название предмета ИЗО, как и предыдущее (до 80-х годов ХХ века) название этого предмета «Рисование» очень неточно выражает само содержание данного предмета. Кстати, очень многие продолжают называть этот предмет «Рисованием». Однако это название отражало содержание предмета, когда оно фактически было пропидевтикой «Черчения». Рисование действительно связано с черчением. Академическая графическая грамота нужна во многих профессиях. – инженерных, в архитектуре, дизайне и т.д. Но эта грамота не составляет содержания изобразительного искусства. Вернее будет сравнение с «Литературой». Аналогом «рисования» здесь будет даже не «грамматика», а даже не знаю, какая из ее частей – синтаксис, орфография? Ведь в художественную грамоту входит не только грамота рисунка, но и колористическая, конструктивная, композиционная грамота. В Японии, например, человек оканчивающий школу должен знать «Ироритай» (цветовую систему) наизусть. То есть 240 оттенков цвета с их названиями. 24 по цветовому кругу с 10 модуляциями каждого в черно-белую шкалу. Иначе – не примут на работу. На этом уровне должно быть развито зрение – цвето-тоновое разложение способности. Это – как слух. Это необходимо для любого производства. Нам бы пора понять!
Это тоже грамота.
Однако, во – вторых, ни рисунок, ни колористика, ни композиционно-конструктивное развитие отнюдь еще не являются содержанием искусства. Это – лишь инструментарий, как в родном языке грамматика. Но не она является содержанием поэзии Пушкина или прозы Толстого. А предмет «Литература» учит именно литературе, а не грамматике. Так и предмет «ИЗО» должен да, с помощью своей грамматики (которая во много раз сложнее) учить будущего гражданина быть грамотным соучастником жизни «Изобразительного искусства». Да, но отнюдь не только искусства изобразительного! В содержание этого предмета кроме изобразительных, входят и все «визуально-пространственные искусства», основой грамматики которых действительно является единая основа их грамоты – рисунок, цвет, тон, конструкция, ритм, фактура и т.д.
Что же это за «визуально-пространственные искусства»? Это вся «вторая природа», среди которой мы живем со дня рождения по последний свой день. Это и архитектура, и дизайн, и декоративно-прикладные искусства. То есть все здания построены по проектам архитектора (или по народной архитектурной традиции – изба, юрта), вся одежда, мебель по проектам дизайнеров, все украшения жизни, все флаги и гербы – это декоративное искусство.
К сожалению, очень мало людей, которые понимают, что содержание всех этих искусств, а не только «картины в музеях», является рабочим полем учебного предмета «ИЗО» и входят в программы и учебники.
Да, предмет традиционно называется «ИЗО», т.е. именем лишь одной из трех групп искусств, которые составляют его содержание. Но группа декоративно-прикладных искусств, группа конструктивных искусств, которые наряду с изобразительными искусствами составляют всю «вторую природу» и не отражены в названии предмета, составляют так же его суть. Кстати, и изображение – это не только картина в музеях и на выставках. Это и рекламы – плакаты, это и журналы, газеты и другие издания, использующие книжную и плакатную графику.
То есть вся, окружающая человека реальность, кроме первозданной природы (кстати, парки, скверы – это «парковая архитектура») неотрывна от тех искусств, что составляют подлинное содержание «ИЗО». И вся эта «социальная нагрузка» данного учебного предмета, т.е. эта огромная часть культуры человечества, новым поколениям граждан не передается. Пора понять, что и вне этих искусств не жило и не живет ни одно общество.
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры. Возникли трудности при объяснении материала, например, не все дети понимают правила построения пространства интерьера комнаты, изображать эскизы разных предметов интерьера, не говоря уж об архитектурных формах, приходится дополнительно тратить время на объяснение материала и получается, что, не успеваем пройти полностью курс.
Вопрос: Можно в 7 классе на уроках изобразительного искусства ввести азы черчения?
Например: «Анализ геометрической формы предмета», «Правила расположения видов», «Правила выполнения и оформления строительных чертежей» и.т.д. Уроки черчения в школе отменили лет 6.
Борис Михайлович, какими Вы видите современных детей?
В чем отличие вашей методики от других программ по изобразительному искусству? И почему такая разница?
Вопрос задан неточно. В методике, как я считаю, особых отличий нет, как бы ни должно быть. Не должно – если одинаково понимать содержание, т.е. методологию.
Методика – это «как» делать.
Методология – это «что» делать.
«Что», т.е. содержание и диктует «как» делать, как практически вести занятия, чтобы даваемое содержание было освоено.
И реакция непонимания и диспута здесь возможны между концепциями именно в понимании содержания (методологии) предмета «ИЗО». А отсюда и в методике. Но корень именно в том «что», а не «как».
В разных программах содержание предмета «ИЗО» действительно часто понимают по-разному. Хотя в преамбулах часто пишутся общие одинаковые постулаты. В том «что» как бы и нет противоречий, но на практике оно именно здесь. Часто говорим те же слова, но понимаем их по разному.
Добрый день, Борис Михайлович! Какой вектор для развития необходимо выбрать в детской худодественной школе кроме проектной деятельности?
Здравствуйте, уважаемый Борис Михайлович. Мне интересно ваше видение развития такого школьного предмета как Изобразительное искусство в связи с ростом технологий. Видите ли вы сочетание школьного предмета Изобразительное искусство с каким-либо ещё? Как .Литература и Русский язык. Спасибо.
Уважаемый Борис Михайлович, чтобы вы посоветовали молодым преподавателям (по живописи) в детской школе искусств. Какой взять курс, чтобы внести посильный вклад в развитии искусства в образовании.
Борис Михайлович,как вы считаете, итоговая четвертная работа- это тесты или все-таки творческая работа?
Актуальны ли в современной программе ФГТ -интегрированные уроки
конкретно интеграция противоположностей —
музыка и живопись
технология на отделении изо и теоретические музыкальные дисциплины
меня занимают бинарные уроки в школах искусств
но к сожалению, я так мало вижу откликов по этой теме.
Как Вы относитесь к насождению компьютерными технологиями уроков ИЗО, использованию графических программ вместо творческой работы с использованием красок, графических материалов, пластилина и т.д.?
Как Вы считаете, какую социальную нагрузку несет ИЗО?
Удивительно верный вопрос – главный.
Беда учебного предмета ИЗО именно в том, что ни руководство школ, ни педагогические коллективы, а часто и сами учителя преподающие искусство и, тем более родители, не понимают социальной роли не просто учебного предмета ИЗО, но вообще роль, так называемых Изобразительных искусств в жизни общества. И это – главная проблема.
Во первых – само название предмета ИЗО, как и предыдущее (до 80-х годов ХХ века) название этого предмета «Рисование» очень неточно выражает само содержание данного предмета. Кстати, очень многие продолжают называть этот предмет «Рисованием». Однако это название отражало содержание предмета, когда оно фактически было пропидевтикой «Черчения». Рисование действительно связано с черчением. Академическая графическая грамота нужна во многих профессиях. – инженерных, в архитектуре, дизайне и т.д. Но эта грамота не составляет содержания изобразительного искусства. Вернее будет сравнение с «Литературой». Аналогом «рисования» здесь будет даже не «грамматика», а даже не знаю, какая из ее частей – синтаксис, орфография? Ведь в художественную грамоту входит не только грамота рисунка, но и колористическая, конструктивная, композиционная грамота. В Японии, например, человек оканчивающий школу должен знать «Ироритай» (цветовую систему) наизусть. То есть 240 оттенков цвета с их названиями. 24 по цветовому кругу с 10 модуляциями каждого в черно-белую шкалу. Иначе – не примут на работу. На этом уровне должно быть развито зрение – цвето-тоновое разложение способности. Это – как слух. Это необходимо для любого производства. Нам бы пора понять!
Это тоже грамота.
Однако, во – вторых, ни рисунок, ни колористика, ни композиционно-конструктивное развитие отнюдь еще не являются содержанием искусства. Это – лишь инструментарий, как в родном языке грамматика. Но не она является содержанием поэзии Пушкина или прозы Толстого. А предмет «Литература» учит именно литературе, а не грамматике. Так и предмет «ИЗО» должен да, с помощью своей грамматики (которая во много раз сложнее) учить будущего гражданина быть грамотным соучастником жизни «Изобразительного искусства». Да, но отнюдь не только искусства изобразительного! В содержание этого предмета кроме изобразительных, входят и все «визуально-пространственные искусства», основой грамматики которых действительно является единая основа их грамоты – рисунок, цвет, тон, конструкция, ритм, фактура и т.д.
Что же это за «визуально-пространственные искусства»? Это вся «вторая природа», среди которой мы живем со дня рождения по последний свой день. Это и архитектура, и дизайн, и декоративно-прикладные искусства. То есть все здания построены по проектам архитектора (или по народной архитектурной традиции – изба, юрта), вся одежда, мебель по проектам дизайнеров, все украшения жизни, все флаги и гербы – это декоративное искусство.
К сожалению, очень мало людей, которые понимают, что содержание всех этих искусств, а не только «картины в музеях», является рабочим полем учебного предмета «ИЗО» и входят в программы и учебники.
Да, предмет традиционно называется «ИЗО», т.е. именем лишь одной из трех групп искусств, которые составляют его содержание. Но группа декоративно-прикладных искусств, группа конструктивных искусств, которые наряду с изобразительными искусствами составляют всю «вторую природу» и не отражены в названии предмета, составляют так же его суть. Кстати, и изображение – это не только картина в музеях и на выставках. Это и рекламы – плакаты, это и журналы, газеты и другие издания, использующие книжную и плакатную графику.
То есть вся, окружающая человека реальность, кроме первозданной природы (кстати, парки, скверы – это «парковая архитектура») неотрывна от тех искусств, что составляют подлинное содержание «ИЗО». И вся эта «социальная нагрузка» данного учебного предмета, т.е. эта огромная часть культуры человечества, новым поколениям граждан не передается. Пора понять, что и вне этих искусств не жило и не живет ни одно общество.
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 классов. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры. Возникли трудности при объяснении материала, например, не все дети понимают правила построения пространства интерьера комнаты, изображать эскизы разных предметов интерьера, не говоря уж об архитектурных формах, приходится дополнительно тратить время на объяснение материала и получается, что, не успеваем пройти полностью курс.
Вопрос: Можно в 7 классе на уроках изобразительного искусства ввести азы черчения?
Например: «Анализ геометрической формы предмета», «Правила расположения видов», «Правила выполнения и оформления строительных чертежей» и.т.д. Уроки черчения в школе отменили лет 6.
Борис Михайлович, какими Вы видите современных детей?
В чем отличие вашей методики от других программ по изобразительному искусству? И почему такая разница?
Вопрос задан неточно. В методике, как я считаю, особых отличий нет, как бы ни должно быть. Не должно – если одинаково понимать содержание, т.е. методологию.
Методика – это «как» делать.
Методология – это «что» делать.
«Что», т.е. содержание и диктует «как» делать, как практически вести занятия, чтобы даваемое содержание было освоено.
И реакция непонимания и диспута здесь возможны между концепциями именно в понимании содержания (методологии) предмета «ИЗО». А отсюда и в методике. Но корень именно в том «что», а не «как».
В разных программах содержание предмета «ИЗО» действительно часто понимают по-разному. Хотя в преамбулах часто пишутся общие одинаковые постулаты. В том «что» как бы и нет противоречий, но на практике оно именно здесь. Часто говорим те же слова, но понимаем их по разному.